Президент-реформатор и место «нового» Узбекистана в миропорядке
Прошло более трёх недель со дня инаугурации вновь избранного президента Узбекистана Шавката Мирзиёева вслед за его убедительной победой на президентских выборах, состоявшихся 24 октября этого года. Глава Узбекистана, под руководством которого в стране наблюдаются кардинальные перемены общественно-политического склада жизни республики, обозначил в своей инаугурационной речи семь важнейших векторов дальнейшего развития государства и его внешней политики.
Президент-реформатор
Примечательно, что за пятилетний период первого президентского срока, Шавкат Мирзиёев сумел претворить в жизнь многие важнейшие преобразования с точки зрения политики, экономики, гражданского общества, а самое главное, восстановить и реабилитировать до сего хромавшие отношения с соседними республиками, подняв их на новый качественный уровень по содержанию и сущности преследуемых целей.
Думается, узбекский лидер как никто другой осознает неразрывную связь между развитием Республики Узбекистан с тем, как будет развиваться весь центральноазиатский регион в целом. В этом смысле, позиция руководства Узбекистана по вопросу прихода к власти движения «Талибан» в соседнем Афганистане вполне объяснима. Президент-реформатор, как его уже успели окрестить в западной прессе, не теряет надежд на международную поддержку своих инициатив по Афганистану, которые, как нам кажется, весьма многообещающие и должны привести к установлению мира и стабильности в этой стране.
Выполнение этих семи институциональных реформ, обозначенных президентом Шавкатом Мирзиёевым в своём послании, имеют исключительную важность для Узбекистана, который, как и многие другие страны мира, испытал на себе негативные последствия мировых экономических потрясений, вызванных пандемией коронавируса. Их реализация должна дать мощный импульс государственной работе по созданию благоприятных условий для активного вовлечения гражданского общества и частного сектора в серьёзные преобразования, происходящие в Узбекистане за последние годы.
Многие аналитики склоны верить, что сегодняшние процессы в нашей стране имеют непосредственную взаимосвязь с текущими глобальными изменениями, в частности, с теми, которые встречаются в субрегионах Средней и Южной Азии. Это означает, что мы имеем дело не с появлением очередной развитой экономики в отдельно взятой стране, а с тем, что процесс развития и прогресса, инициируемый высшим руководством Узбекистана, в равной степени является началом развития и прогресса Центральной и Южной Азии, а также решением глобальной проблемы - достижение прочного мира в Афганистане. Именно через решение проблемы в «самом сердце Азии» начнётся новая эра нового мирового порядка. Прошедшие очередные президентские выборы в Узбекистане - это новый взгляд Узбекистана на выборы главы государства.
То есть, Узбекистан вступает во вторую фазу своего развития, которое окончательно определит экономическое благополучие народа Узбекистана и достойное место республики в мировом сообществе. На первый взгляд мы видим очередной пример развития «азиатского тигра», который всем довелось наблюдать в Восточной Азии в лице Гонконга, Сингапура, Тайваня.
Выборы и «процедурные нарушения»
Говоря о самих президентских выборах в нашей стране, конечно же, не всё так «гладко», как того хотелось бы. Некоторые «процедурные нарушения», о которых упоминалось в отчёте Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ), следует признать, имели место быть и от этого, по всей видимости, никуда не деться, по крайней мере, на данном этапе демократических преобразований и становления гражданского общества в республике. В этой связи, вспоминается очень верное народное утверждение о том, что «не ошибается тот, кто ничего не делает».
В частности, в своём промежуточном отчёте по выборам президента РУ, БДИПЧ ОБСЕ утверждает, что «между кандидатами пока не замечено прямой или какой-либо значимой конкурентной борьбы, в предвыборных кампаниях нет доминирующей темы и другое». Тем временем, комментируя итоги дня голосования, спецкоординатор миссии наблюдателей ОБСЕ Рейнхольд Лопатка отметил: «День голосования прошёл мирно. Но мы наблюдали значительные процедурные нарушения.»
В частности, по его словам, «кандидаты в президенты были лишены возможности выступить с критикой действующего главы государства», и «несмотря на некоторую открытость СМИ, право жителей страны на свободное высказывание мнения продолжает быть ограниченным». Критические замечания наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ, которые надо признать имеют под собой определённую почву, с учётом существующих реалий, от них скорее уже веет признаками «устаревших» стандартов, которые не вписываются в новые меняющие условия мировых процессов и, в частности, в новые процессы изменений в самом Узбекистане.
Всенародная поддержка
Президентские выборы в Узбекистане проходили в двух нестандартных и новых условиях, которые невозможно предусмотреть и регламентировать какими-либо международными стандартами.
На примере Узбекистана, мы впервые наблюдаем всенародную поддержку всех политических и экономических реформ, направленных на демократическое развитие общества. В такой уникальной ситуации, когда реформы проходят не в условиях диктатуры, а на фоне всенародной поддержки, мы сталкиваемся не с соревнованием личностей и их предвыборных программ, а со всенародной поддержкой и сплочённостью вокруг реформ, осуществляемых главой государства. Во-первых, это сложные условия пандемии коронавируса, в которых находятся все страны мира. Во-вторых, в Узбекистане происходят кардинальные позитивные перемены, которые имеют всенародную поддержку. По первому случаю, следует особо отметить, что ЦИК Узбекистана действовал не только по избирательному законодательству и рекомендациям БДИПЧ ОБСЕ, но и по рекомендациям санитарно-эпидемиологических служб. Вопрос безопасности избирателей и общественной безопасности был решён на всех этапах избирательной кампании, вплоть до установки проветриваемых кабинок для заполнения бюллетеней на избирательных участках.
Поэтому говорить о «конкурентной борьбе» или «выступить с критикой действующего главы государства», это было бы противоестественно реальному общественному мнению в Узбекистане. Такие критерии как «конкурентная борьба» или «выступить с критикой действий главы государства», это уже «вчерашний день», которые не могут иметь место в новых меняющихся условиях нового мирового порядка.
Прошедшие президентские выборы в Узбекистане показали, как необходимо заблаговременно готовить новую смену молодых государственных управленцев для новых свершений во имя процветания народа Узбекистана и преемственности поколений.
Афганское решение
Проект железнодорожной магистрали «Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар» достаточно известен и доказывать экономическую обоснованность и целесообразность данного проекта необходимости нет, так как, это уже очевидный факт. Есть только одно серьёзное но, и оно заключается в продолжающих существовать сомнениях относительно достижения мирного процесса в Афганистане с приходом там к власти талибов. Это серьёзный сдерживающий фактор. Проблема таких взглядов основывается на сохраняющихся стереотипных подходах, а именно, вначале должно быть достижение мира и только потом - развитие страны, общества и экономики. Прорывная идея Узбекистана, а именно президента Шавката Мирзиёева, строится на совершенно новых взглядах: достижение мирных процессов в Афганистане возможно только через инициирование экономических проектов, притом глобальных, как например, строительство железнодорожной магистрали «Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар», который станет основным становым хребтом мирного процесса в Афганистане. И этот проект реально необходимо запускать самое позднее в 2022 году. Фактически будут запущены мирные процессы в условиях сохранения военного режима талибов. Такова реальность, но это возможно. Мир уже имеет положительные примеры успешных экономик при военной диктатуре, которые со временем переформатировались в гражданские правительства. Такой ход событий ожидает и Афганистан.
Афганистан - это особый случай, когда мировое сообщество свыклось с мыслью о невозможности мирного решения в этой стране. С другой стороны, мир кардинально меняется и нуждается в экономическом буме в одном из своих крупнейших регионов для оживления мировой экономики. Поэтому, новые взгляды и новые подходы к решению афганской проблемы со стороны Узбекистана как никогда удачно вписываются в общемировые тренды.
История повторяется
Состоявшая 06.11.2021 года инаугурация вступления в должность президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева прошла в буднично торжественной обстановке, что подтверждает один из его главных жизненных тезисов, что Новый Узбекистан - это народное государство и служение народу, и что это почётная миссия. В своей инаугурационной речи, Шавкат Мирзиёев ещё раз подтвердил реализацию концепции «Новый Узбекистан», а также разработку новой стратегии развития нового Узбекистана, основная идея которой заключается в принципе «От стратегии действий - к стратегии развития», состоящим из вышеупомянутых семи направлений.
История служит доказательством того, что каждый великий лидер, сумевший привести свой народ к прогрессу и процветанию, начинал с простой, малой идеи и самоотверженного труда во благо своей родины. Несомненно, и то, что предлагаемая концепция развития главы Узбекистана, наряду с позитивными преобразованиями внутри самой республики, будет также способствовать развитию и прогрессу его соседей по региону и за его пределами. В равной степени, мы можем наблюдать как граждане Узбекистана широко поддержали инициативы главы государства, поскольку эти изменения, которые они так долго ждали, начали наконец-то происходить прямо у них на глазах.
Абдулла Богистони, Политический обозреватель