Центральная Азия – Китай: новая модель сотрудничества в управлении таможенными рисками
В последние годы сотрудничество между странами Центральной Азии и Китайской Народной Республикой стремительно развивается в экономической, политической и транспортно-логистической сферах. Особенно актуальным становится вопрос интеграции в области управления рисками в таможенной системе с целью обеспечения региональной торговой безопасности и её упрощения.
17 июня текущего года в столице Республики Казахстан, городе Астана, в рамках второго саммита “Центральная Азия – Китай” с участием руководителей Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Китайской Народной Республики ожидается подписание важного документа — Меморандума о сотрудничестве в системе управления рисками в таможенных органах.
Данный документ направлен на укрепление регионального сотрудничества, развитие стратегического партнёрства в сфере таможенного контроля, а также на формирование безопасной и упрощённой торговой системы.
В соглашении предусматривается внедрение механизма обмена информацией о рискованных товарах, транспортных средствах и участниках внешнеэкономической деятельности, а также тесное сотрудничество в борьбе с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства, с последующей реализацией согласованных мер.
Кроме того, меморандум охватывает планы по организации учебных семинаров для сотрудников таможенных органов, повышению кадрового потенциала и обмену передовым опытом. Это не только повысит профессиональный уровень таможенной системы, но и укрепит доверие между государствами региона.
Меморандум будет способствовать выработке единой и согласованной позиции на международной и региональной арене, а также гармонизации таможенной политики в перспективе. Это, в свою очередь, создаст условия для внедрения единых стандартов и подходов в сфере таможни.
Данный документ имеет важнейшее значение для субъектов предпринимательства, поскольку направлен на снижение бюрократических барьеров, упрощение таможенных процедур, ускорение внешнеэкономических процессов и защиту интересов добросовестных предпринимателей.
Меморандум также будет способствовать надёжной и быстрой работе торговой инфраструктуры. В частности, цифровизация контроля на стратегических маршрутах, таких как железная дорога Китай–Кыргызстан–Узбекистан и автотрассы, проходящие через Андижан, ускорит потоки транспорта. В то же время экспортно-импортный потенциал Узбекистана расширится.
Например, в будущем планируется довести объём торговли между Узбекистаном и Китаем до 20 миллиардов долларов (в 2023 году этот показатель составил 13,7 млрд долларов).
Если обратить внимание на статистический анализ таможенной деятельности Узбекистана с государствами Центральной Азии и Китаем, то в течение 2024 года оформление импорта осуществлялось по различным «коридорам».
В частности, 78% импортируемых товаров были оформлены в упрощённом порядке: 13% — по “зелёному” коридору, 65% — по “жёлтому” и 22% — по “красному”. Это свидетельствует о том, что таможенная система эффективно внедрила систему оценки рисков с использованием современных информационных технологий.
Показатели по экспорту были ещё выше: в течение 2024 года 96% экспортируемых из Республики Узбекистан в страны Центральной Азии и Китай товаров были оформлены в упрощённом порядке: 66% — по “зелёному” коридору, 30% — по “жёлтому” и 4% — по “красному”.
Такие результаты, особенно рост доли товаров, прошедших по “зелёному” коридору, являются практическим результатом реформ в таможенной системе и подходов, основанных на управлении рисками. Такая система поощряет добросовестных предпринимателей и избавляет их от лишних обременений в таможенных процедурах.
В заключение следует отметить, что ожидаемое подписание Меморандума послужит углублению экономического сотрудничества между странами Центральной Азии и Китаем, обеспечению согласованности в таможенной сфере и усилению региональной интеграции.
Наиболее важно то, что данный документ наглядно демонстрирует открытость таможенной системы Узбекистана к реформам и её обновление в соответствии с международными стандартами.
В дальнейшем такое сотрудничество ожидается вывести на новый уровень за счёт цифровизации таможенной инфраструктуры региона, внедрения искусственного интеллекта и автоматизированных систем управления. Это, в свою очередь, поможет превратить Центральную Азию в стратегический центр в глобальной торговой системе.
Главный инспектор Таможенного института,
Нурбек Рахматуллаев
Ташкент, 14 июня 2025 года