Логистическая ось Каспий – новая артерия для торговли
Доступ к морским транспортным путям играет ключевую роль в развитии международной торговли и поддержании внешнеэкономической активности.
На протяжении последних десятилетий в мировой повестке неизменно присутствует вопрос о способах преодоления торговых, транспортных и инфраструктурных барьеров, с которыми сталкиваются развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю (РСНВМ).
Отсутствие прямого доступа к портам вынуждает такие страны зависеть от транзитных государств, что обычно приводит к увеличению стоимости перевозок, удлинению сроков доставки и снижению конкурентоспособности экспортных товаров. Как следствие, географическая изоляция и транспортные ограничения осложняют включение РСНВМ в мировые цепочки поставок и сдерживают их экономическое развитие.
При этом такие страны нередко обладают значительным демографическим и экономическим потенциалом, который остаётся недостаточно реализованным. В этой связи особое значение приобретает выработка эффективных решений, направленных на улучшение транспортной связанности, расширение маршрутов
и углубление международного взаимодействия в сфере транзитной логистики.
Центральная Азия не имеет непосредственного выхода к морю,
и широко известно, что Узбекистан, находящийся в её центральной части, относится к числу всего лишь двух государств в мире, которым для достижения морского побережья необходимо пересечь территории как минимум двух других стран.
Учитывая такую географическую специфику, Узбекистан активно формирует и модернизирует транспортно-логистические коридоры, направленные на сокращение расстояний и времени доставки до морских портов. Приоритетом становится создание эффективных мультимодальных маршрутов, позволяющих максимально быстро
и экономично интегрировать страну в глобальные торговые сети
и обеспечить устойчивый доступ к мировым морским путям.
Кроме того, стремительное изменение геополитической ситуации в мире требует комплексной и скоординированной работы по совершенствованию транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов грузоперевозок, развитию новых и устойчивых транспортных коридоров.
Усиление геополитической напряженности в Красном море и Восточной Европе в последние годы обуславливает необходимость развития безопасных, устойчивых и взаимовыгодных транспортных коридоров между «Европой – Китаем» и «Европой – Центральной Азией».
На фоне этих геополитических изменений Транскаспийский международный мультимодальный транспортный коридор, или «Срединный коридор», находится в центре внимания всего мирового сообщества.
Проведённый анализ объёмов перевозок показывает, что в структуре грузоперевозок между странами Центральной Азии и Европейским Союзом лидирующую позицию занимает Казахстан с долей 93,3%. Затем с наименьшей долей следуют: Туркменистан – около 3%, Узбекистан – 2,3%, Кыргызстан – 1,1%, Таджикистан – 0,3%.
За первое полугодие 2025 года объем экспортно-импортных грузоперевозок Республики Узбекистан через Каспийское море (в направлении Турции, Европы, стран Южной Америки, Африки и других регионов) составил около 500 тыс. тонн, что на 7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Порты Каспийского моря активно наращивают пропускные мощности. По словам президента Азербайджана годовой грузооборот через Бакинский международный морской торговый порт, как ожидается, увеличится с 15 млн тонн до 25 млн тонн в течение следующих 5-6 лет.
Несмотря на положительную динамику объемных показателей, по маршруту сохраняются определённые затруднения, требующие скоординированных усилий для их устранения.
В частности, продолжают возникать проблемы с соблюдением сроков доставки и сохраняются ограничения, связанные с пропускной способностью маршрута.
Кроме того, одной из ключевых проблем последних лет является обмеление Каспийского моря, что приводит к удорожанию перевозок из-за невозможности полной загрузки судов.
В этих реалиях, особую важность приобретают скоординированные инвестиции в создание соответствующей инфраструктуры по существующим транспортным направлениям.
В январе 2024 года Европейский союз объявил о мобилизации 10 млрд евро для поддержки Центральной Азии в целях развития Срединного коридора, включая сокращение сроков доставки грузов до 15 дней. В апреле 2025 года в Самарканде был представлен расширенный инвестиционный пакет на сумму 12 млрд евро, охватывающий четыре приоритетных направления, одним из которых является развитие Транскаспийского транспортного маршрута.
Европейский инвестиционный банк дополнительно выделяет 365 млн евро с потенциалом увеличения до 1 млрд для финансирования «зелёных» и транспортных проектов в регионе. Таджикистан получит 100 миллионов евро на развитие устойчивой транспортной инфраструктуры вдоль Транскаспийского транспортного коридора.
В последние годы Узбекистаном предпринимаются практические меры по формированию новых и развитию действующих сухопутных и мультимодальных транспортных коридоров, охватывающих весь евразийский регион.
Речь идёт о таких маршрутах, как: «Китай – Центральная Азия – Кавказ – Европа», «Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция – Европа», «Страны СНГ – Узбекистан – Афганистан – Пакистан» с выходом в Индийский океан, «Страны ЮВА – Пакистан – Афганистан – Узбекистан – Казахстан – Азербайджан – Грузия (порты Чёрного моря) – ЕС, что, безусловно, укрепит транспортно-логистический потенциал региона, развивая торговлю между странами Европы, СНГ, Кавказа и Южной Азии.
Кроме этого, Узбекистан проявляет интерес к совместным проектам по судостроению с Азербайджаном, что может способствовать созданию и развитию узбекского флота на Каспии.
Собственные суда позволят ускорить доставку грузов, снизить зависимость от иностранных перевозчиков и получить полный контроль над логистической цепочкой.
Общая картина географических особенностей стран ЦА, показывает необходимость развития как можно большего количества альтернативных транспортных маршрутов, но приоритетность развития данных маршрутов определяются рядом геополитических и геоэкономических факторов.
Коридор через Каспий обладает серьезным потенциалом, но наличие целого ряда проблем и барьеров институционального, технологического, информационно-коммуникационного, инфраструктурного и экологического характера снижают его конкурентоспособность на фоне альтернативных маршрутов.
Устранение этих барьеров требует комплексного подхода, основанного на взаимном учете интересов стран-участниц и уважительного диалога как между странами участницами коридора, так и стран – соседей.