Узбекистан – ШОС: сотрудничество во имя стабильности и прогресса
Ежегодно 15 июня отмечается как «День Шанхайской организации сотрудничества». В этом году исполняется 19 лет с момента создания данной структуры.
ШОС – одна из самых молодых, но динамично развивающихся международных организаций. За прошедший период она совершила «стремительный рывок» с формата консультативного механизма до полноформатного межгосударственного объединения.
После своего расширения в 2017 году, когда в ряды Организации были приняты две крупные азиатские державы – Индия и Пакистан, ШОС превратилась в крупнейшую региональную организацию в мире с универсальной повесткой дня. Сегодня она объединяет страны, на долю которых приходится почти половина населения мира (более 3 миллиардов человек), территории, составляющие более 60 % площади Евразии. В 2019 году совокупный ВВП стран ШОС составил более 20% мирового ВВП.
Узбекистан стоял у истоков создания Шанхайской организации сотрудничества, вносил и продолжает вносить значительный вклад в ее поступательное развитие.
От «Шанхайской пятерки» к полноформатному региональному сотрудничеству
На первом cаммите ШОС (Шанхай, 14-15 июня 2001 года) лидеры Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана подписали Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества.
Принятием данного документа ознаменовалась институциональная трансформация «Шанхайской пятерки» (Россия, КНР, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан), возникшей в 1990-х годах в целях укрепления мер доверия и взаимодействия в пограничных районах, в полноценную международную организацию с постоянно действующими рабочими органами. По сути, на обширном евразийском пространстве была основана одна из крупнейших региональных организаций с колоссальным потенциалом сотрудничества в сфере обеспечения региональной стабильности и безопасности, а также в политической, экономической и культурно-гуманитарной областях.
Вопросы обеспечения стабильности в Центральной Азии, борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и иными видами угроз всегда занимали приоритетное значение в повестке дня ШОС, особенно в первые годы ее становления и развития. Шанхайская организация сыграла очень важную роль в консолидации усилий государств-членов в противодействии вызовам и угрозам региональной безопасности, выработке общих подходов к борьбе с «тремя злами». Достижению этой цели во многом способствовало создание и успешная деятельность Региональной антитеррористической структуры (РАТС) со штаб-квартирой в городе Ташкенте.
По мере развития ШОС повестка дня ежегодных саммитов постепенно изменялась в сторону расширения – от вопросов укрепления безопасности к приоритетам, затрагивающим всестороннее развитие сотрудничества в разных областях: политика, безопасность, дипломатия, внешняя торговля, экономика, туризм, транспорт, наука, образование и культурно-гуманитарное взаимодействие.
Сегодня в системе ШОС действуют около 30 уставных органов ШОС на уровне глав государств и правительств, руководителей профильных министерств и ведомств и около 40 рабочих экспертных механизмов многостороннего взаимодействия. Создана солидная международная нормативно-правовая база, состаяющая из более 1 350 документов.
Значительно вырос международный авторитет Организации, чему также способствуют институты стран-наблюдателей (Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия) и партнеров по диалогу (Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка). Сегодня ШОС поддерживает партнерские связи с десятком международных организаций, в том числе ООН, АСЕАН, СНГ и другими.
Вклад Узбекистана в развитие ШОС
Усилия Ташкента всегда были направлены на расширение многостороннего сотрудничества и воплощение в жизнь фундаментальных принципов «шанхайского духа» - взаимодоверия, взаимных консультаций, взаимного уважения многообразия культур и стремления к совместному развитию.
Наша страна всегда направляла свои усилия в рамках Организации не только для расширения сотрудничества государств-членов по различным направлениям, но и для укрепления ее нормативно-правовой и институциональной базы.
В ходе первого председательства Узбекистана в ШОС в 2003-2004 годах был создан механизм Встречи секретарей советов безопасности, определен порядок пребывания Исполнительного комитета РАТС в Ташкенте, принято Положение о статусе наблюдателя при Организации. Именно в этот период Пакистан, Индия, Иран и Монголия получили статус наблюдателя при ШОС.
Во время второго председательства Узбекистана в 2009-2010 годах деятельность ШОС вышла на новый уровень. В апреле 2010 года подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами ШОС и ООН, утверждены Правила процедуры ШОС и Положение о приеме новых членов в ШОС, которые являются важными документами в регулировании процедурных вопросов внутри Организации.
Саммит ШОС в Ташкенте 23-24 июня 2016 года, совпавший с ее 15-летнием юбилеем, по достигнутым впечатляющим результатам и отличительным особенностям стал поистине историческим событием. Подписанием по итогам Ташкентского саммита Меморандумов об обязательствах Республики Индии и Исламской Республики Пакистан в целях получения статуса государства-члена ШОС была завершена комплексная подготовительная работа по запуску процесса расширения ШОС.
Новый этап сотрудничества Узбекистана и ШОС: конструктивизм, прагматизм и инициативность
Инициативность и приверженность Ташкента к дальнейшему развитию многопрофильного практического сотрудничества находят свое подтверждение в период вступления ШОС в новый этап своего развития в формате «восьмерки», то есть после вступления Индии и Пакистана в 2017 году.
На саммитах ШОС в городах Астане (2017), Циндао (2018) и Бишкеке (2019) Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев выступил с рядом новых важных инициатив, направленных на раскрытие транспортно-транзитного потенциала Центральной Азии и всего пространства ШОС, укрепление взаимодействия в сфере туризма, инновационного развития, поддержку молодого поколения, движение народной дипломатии как эффективного инструмента укрепления дружбы и взаимопонимания между народами ШОС, а также дальнейшее усиление сотрудничества по обеспечению региональной безопасности.
Активизация участия Ташкента в работе ШОС способствовала возобновлению деятельности Контактной группы «ШОС-Афганистан». По предложению Узбекистана в рамках Организации были открыты новые платформы сотрудничества – Центр народной дипломатии ШОС в Узбекистане, механизм Встречи руководителей железнодорожных администраций, Международный университет туризма «Шелковый путь» в Самарканде, приняты Совместное обращение глав государств-членов ШОС к молодежи и Программа действий по реализации его положений, «Дорожная карта» по сотрудничеству между научно-исследовательскими учреждениями государств-членов ШОС, Программа о межрегиональном сотрудничестве, Концепция сотрудничества в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий, Концепция взаимодействия железнодорожных администраций (железных дорог) государств-членов ШОС.
И сегодня наша страна выступает за продвижение новых перспективных направлений, призванных содействовать углублению прагматичного и долгосрочного сотрудничества между государствами-членами ШОС, которые позволили бы полностью раскрыть колоссальный потенциал развития обширного «ШОСовского пространства».
Так, в настоящее время совместно с партнерами по ШОС узбекская сторона активно участвует в разработке Стратегии сотрудничества государств-членов ШОС по развитию, взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров, Концепции взаимодействия государств-членов ШОС в области «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций, Программы «Зелёного пояса» ШОС в целях широкого внедрения современных ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, Программы взаимодействия по вопросам обеспечения кибербезопасности.
Как и многие другие международные структуры, в эти дни ШОС сталкивается определенными вызовами. Среди них – способность адаптации к фундаментальным изменениям, происходящим в ареале ее ответственности и мире в целом. Разумеется, пандемия также окажет определенное воздействие на формирование ее будущей повестки.
В этих условиях важно продолжать наполнять деятельность «Шанхайской восьмерки» новым содержанием, расширять ее повестку за счет таких перспективных направлений, как создание транспортно-транзитных коридоров, инновационное и цифровое развитие, поиск новых точек экономического роста, консолидация усилий государств-членов в борьбе с климатическими и экологическими угрозами.
Рахматулла Нуримбетов, национальный координатор
Узбекистана по делам ШОС,
ИА «Дунё»