О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия
Указ
Президента Республики Узбекистан
В последние годы в стране проводится последовательная работа по дальнейшему совершенствованию судебно-правовой системы, усилению мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективному обеспечению правосудия, а также повышению роли органов судейского сообщества.
В результате проведенной работы защита прав человека при отправлении правосудия поднята на новый уровень.
В частности, оправданы около 2,3 тысячи несправедливо обвиненных лиц, в отношении более 3,5 тысячи молодых людей и женщин, по заблуждению вступивших на путь преступности, которые могли быть приговорены к наказанию в виде лишения свободы, на основе поручительства махалли и общественности назначены более мягкие наказания, что позволило им остаться в кругу своей семьи, 60 сотрудников органов правопорядка, грубо нарушивших права человека, привлечены к уголовной ответственности.
Наряду с этим сохраняющиеся излишние бюрократические преграды в обеспечении судебной защиты, наличие дублирующих стадий пересмотра судебных решений, не на должном уровне организованная судебная защита прав инвесторов и ряд других недостатков требуют пересмотра действующей системы судебных органов на предмет соответствия современным требованиям и международным стандартам.
В целях последовательной реализации задач в судебно-правовой сфере, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 24 января 2020 года, повышения уровня доступа граждан к правосудию, улучшения качества рассмотрения дел в судах, а также расширения механизмов обеспечения на практике равенства
и состязательности сторон, способствующих принятию объективных, справедливых и законных судебных решений:
1. Принять к сведению, что Верховным судом Республики Узбекистан совместно с Высшим судейским советом и судейским сообществом в порядке законодательной инициативы разработан проект закона, предусматривающий реализацию с 1 января 2021 года следующих организационно-структурных изменений в судебной системе:
образование судов общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента на базе областных и приравненных к ним судов по гражданским делам, по уголовным делам и экономических судов с сохранением строгой специализации судей и образованием отдельных судебных коллегий по видам судопроизводства;
передачу полномочий административных судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях судам по уголовным делам;
образование в центрах Республики Каракалпакстан и областей, городе Ташкенте межрайонных административных судов, специализирующихся на рассмотрении дел, вытекающих из административных и других публично-правовых отношений, с упразднением в этой связи районных (городских) административных судов и сохранением административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;
упразднение Амударьинского, Нурабадского, Байсунского и Пастдаргомского районных экономических судов;
образование Янгиюльского межрайонного суда по гражданским делам, Ургутского, Сохского, Хатырчинского, Пахтакорского районных судов по гражданским делам, Пастдаргомского межрайонного экономического суда, Бузатовского, Тахиаташского, Бандиханского, Тупроккалинского районных судов по уголовным делам;
предоставление права обжалования в Высший судейский совет решений Высшей квалификационной коллегии судей Республики Узбекистан, а также квалификационных коллегий судей судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.
Верховному суду Республики Узбекистан совместно с Высшим судейским советом в двухмесячный срок внести в Олий Мажлис Республики Узбекистан соответствующий проект закона по вопросам, предусмотренным в настоящем пункте.
2. Одобрить предложения Верховного суда, Высшего судейского совета, Генеральной прокуратуры и Палаты адвокатов Республики Узбекистан, предусматривающие с 1 января 2021 года:
а) упразднение института рассмотрения судебных дел в порядке надзора, отмену права председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей на внесение протеста в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления суда;
б) введение стадии предварительного слушания, предоставляющей возможность оперативного выявления и устранения факторов, препятствующих рассмотрению уголовного дела на общих основаниях, определения порядка принятия решений по делу с участием сторон и соблюдением принципа состязательности на стадии назначения дела к рассмотрению в суде;
в) внедрение порядков, согласно которым:
решения межрайонных, районных (городских) судов могут быть пересмотрены в апелляционном порядке областными и приравненными к ним судами, а решения областных и приравненных к ним судов, вынесенные в качестве суда первой инстанции, – судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан;
решения судов, рассмотренные в апелляционном порядке, могут быть пересмотрены в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан;
решения, вынесенные по делам, которые были рассмотрены в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан, могут быть рассмотрены повторно в кассационном порядке по протесту председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей;
отказ государственного обвинителя от обвинения влечет прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям;
истребование из суда и изучение прокурором дела, по которому приговор, решение, определение или постановление суда вступило в законную силу, только в случае наличия обращения сторон по данному делу;
исключение участия прокурора по его собственной инициативе в рассмотрении гражданских и экономических дел в судах, возбужденных по инициативе других лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом.
3. Одобрить предложение Верховного суда, Уполномоченного по защите прав и законных интересов предпринимателей при Президенте Республики Узбекистан, Министерства инвестиций и внешней торговли и Торгово-промышленной палаты об образовании в структуре Верховного суда Судебного состава по рассмотрению инвестиционных споров и дел о конкуренции (далее – Судебный состав).
Наделить Судебный состав полномочием по рассмотрению инвестиционных споров, возникающих между физическими или юридическими лицами, осуществившими инвестиции в размере не менее суммы в эквиваленте двадцати миллионов долларов США (далее – крупный инвестор) и государственными органами, а также дел о конкуренции.
Установить, что:
по желанию крупных инвесторов по инвестиционным спорам, сторон по делам о конкуренции дела данной категории могут быть рассмотрены непосредственно Судебным составом в качестве суда первой инстанции;
остальные инвестиционные споры по желанию инвесторов могут быть рассмотрены судами Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в качестве суда первой инстанции.
4. Согласиться с введением в структуры Верховного суда Республики Узбекистан, областных и приравненных к ним судов следующих структурных подразделений (должностей):
а) в структуру Верховного суда Республики Узбекистан:
должности руководителя аппарата Верховного суда Республики Узбекистан, подотчетного Пленуму Верховного суда Республики Узбекистан, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Пленумом Верховного суда по представлению председателя Верховного суда, с возложением на него задачи по организации и координации деятельности управлений и отделов Верховного суда;
Управления анализа законодательства в судебно-правовой сфере;
Управления по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации;
б) пресс-служб в структуры областных и приравненных к ним судов.
5. Одобрить предложения Высшего судейского совета, Верховного суда и Министерства финансов Республики Узбекистан об упразднении Центра изучения проблем судебной практики Высшей школы судей.
Установить, что 9 штатных единиц, высвобождаемых в связи с упразднением Центра изучения проблем судебной практики Высшей школы судей при Высшем судейском совете Республики Узбекистан, направляются на формирование Управления анализа законодательства в судебно-правовой сфере, вводимого в структуру Верховного суда.
6. Распространить на руководителя аппарата и начальников управлений Верховного суда Республики Узбекистан условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для судей Верховного суда, а на других работников управленческого персонала Верховного суда – судей областных судов.
При этом указанные условия применяются только в отношении лиц, ранее работавших в должности судьи, а время работы данных лиц на этих должностях включается в судейский стаж и учитывается при назначении пенсии.
7. Кабинету Министров Республики Узбекистан до 1 декабря 2020 года внести предложения, предусматривающие перевод на полное финансирование за счет средств Государственного бюджета оплаты труда и дополнительных выплат, а также повышение размера заработной платы судей Конституционного суда, Высшего судейского совета, Верховного суда Республики Узбекистан, нижестоящих судов, Высшей школы судей и работников их аппаратов, работников Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде и его территориальных отделов.
Верховному суду Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов обеспечить перерасчет пенсии лицам, которым назначена пенсия, продолжающим деятельность в качестве судьи, с учетом новых устанавливаемых условий оплаты труда судей.
8. Кабинету Министров Республики Узбекистан совместно с Верховным судом в двухмесячный срок:
внести предложения в Администрацию Президента Республики Узбекистан о программе дальнейшего расширения применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности судов;
утвердить программу строительства и реконструкции зданий и помещений судов в 2021–2025 годах.
9. Утвердить:
структуру Верховного суда Республики Узбекистан согласно приложению №1;
типовую структуру судов общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента согласно приложению №2;
типовую структуру административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента согласно приложению №3;
структуру Военного суда Республики Узбекистан и организационно-штатную структуру системы военных судов согласно приложениям №№ 4–5;
типовые структуры межрайонных, районных (городских) судов согласно приложениям №№6–9;
зоны юрисдикции межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам и межрайонных, районных (городских) экономических судов согласно приложениям №№10–11.
10. Определить, что укомплектование вновь образуемых судов и подразделений, а также введение дополнительных штатных единиц управленческого персонала в структуру аппарата Верховного суда Республики Узбекистан осуществляются за счет штатных единиц, высвобождаемых в результате оптимизации системы судов.
11. Верховному суду Республики Узбекистан совместно с Высшим судейским советом до 1 ноября 2020 года разработать и внести
на рассмотрение Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Закона «О судах» в новой редакции, предусмотрев в нем:
структуру судов, пределы полномочий районных (городских), межрайонных, областных и приравненных к ним судов, Верховного суда Республики Узбекистан, судебных коллегий, Президиума и Пленума Верховного суда Республики Узбекистан;
требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и судьям;
порядок назначения (избрания) судей, председателей и заместителей председателя судов;
усиление статуса и гарантий независимости судей;
дисциплинарную ответственность судей, предусмотрев возбуждение дисциплинарного дела в отношении судьи только соответствующими квалификационными коллегиями судей, порядок возбуждения и рассмотрения дисциплинарного дела;
основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
материальное обеспечение судей и меры их социальной защиты.
12. Кабинету Министров Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Верховным судом Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить размещение вновь создаваемых судов.
13. Верховному суду совместно с Высшим судейским советом, Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
14. Внести дополнения и изменения в некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 12.
15. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
24 июля 2020 года.