Алексей Малашенко: «Новый Узбекистан» стал фактором глобальной политики
МОСКВА, 24 сентября. /ИА «Дунё»/. Российский авторитетный эксперт, руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций», эксперт Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко в своей статье для ИА «Дунё» анализирует выступление Президента Шавката Мирзиёева на общеполитических дебатах 75-й сессии Генассамблеи ООН и проводимые в нашей стране преобразования.
«Во многих материалах, посвященных современным проблемам Центральной Азии, часто встречается выражение «новый Узбекистан», - пишет Алексей Малашенко. – И, думается, это не просто некий шаблон. Применительно к Узбекистану, определение «новый» звучит очень органично. Я бы здесь отметил одно, зато принципиальное обстоятельство. До сих пор при описании центральноазиатского региона аналитики используют словосочетание «постсоветское пространство». Не вдаваясь в конкретизацию этого термина в нынешней ситуации, можно отметить, что применительно к Узбекистану понятие «постсоветский» себя практически исчерпало. Это уже прошлое, кто-то считает его «славным прошлым», кто-то - «печальным».
По словам Президента Шавката Мирзиёева, «Узбекистан – не вчерашний», идет процесс сотворения «фундамента новой эпохи», «от национального возрождения к национальному прогрессу». Это очень и очень не просто. Трудности на этом пути очевидны. А тут еще внезапно обрушившаяся на всех нас пандемия коронавируса.
И здесь самое место отметить, что, по мнению Всемирного банка и Международного валютного фонда, спад в местной экономике, в отличие от многих других стран, не произошел. Это ли не свидетельство жизнеспособности Узбекистана. А следовательно, высокого профессионализма его руководства.
Состояние узбекской экономики – тема особого, беспристрастного исследования. Здесь же приведу лишь две, но впечатляющие цифры. Первая – валютные резервы страны за последнее время увеличились на 5,5 миллиарда долларов США, составив в общей сложности 34 миллиардов долларов. Вторая – планируется реализация промышленных проектов на сумму в 11 миллиардов долларов.
А еще упомяну программу «Каждая семья - предприниматель». В случае ее успешности – а в это хочется верить – общество получит колоссальный импульс развития.
Некоторые сдвиги происходят во внутренней политике, которая становится несколько мягче и, можно сказать, разумнее, чем в недавние времена. Есть такое выражение «новый Узбекистан – новые выборы». Возможно, не стоит слишком преувеличивать их новизну. Но тем не менее, рядом международных организаций они были отмечены как шаг вперед на пути демократизации. В ходе выборов Ташкент сотрудничал с миссией Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. И это очень показательно.
Отметим также «аккуратное», но остающееся принципиальным отношение власти к диссидентам или «религиозной оппозиции». Сегодня в организованном виде такая оппозиции практически не существует. Отдельные эксцессы имеют место, но привлечь на свою сторону сколько-нибудь значительную часть общества она неспособна.
С другой стороны, власть стремится продемонстрировать свою приверженность просвещенному исламу, привлекает к сотрудничеству исламоведов, строятся научно-исследовательские центры по изучению духовного наследия.
При всем том не ставится под сомнение светский характер государства. И с этой точки зрения узбекский опыт имеет значение для многих мусульманских государств, в том числе для центральноазиатских соседей.
При этом авторитет Узбекистана растет во всем мусульманском мире.
Да и вообще внешняя политика «нового Узбекистана» вызывает растущее уважение. Она по-прежнему многовекторна, но эта многовекторность не является своего рода конъюнктурой, но стратегией. Страна участвует во многих международных организациях, налаживает и развивает отношения с самыми разными государствами, но при этом всегда на первое место ставит собственные национальные интересы.
В результате «новый Узбекистан» стал фактором глобальной политики.
И последнее. Принято говорить о преемственности власти – от Ислама Каримова к Шавкату Мирзиёеву. С этим, конечно, можно согласиться. Но, с другой стороны, новая администрация унаследовала из опыта прошлого руководства лишь наиболее удачные его результаты. Главный упор сегодня делается на инновационные подходы».