Готовность к диалогу и предложение собственного конструктивного видения - фирменный стиль нового Узбекистана
Султане в 2018 году, вторая - в Ташкенте (2019) и третья - в Туркменбаши (2021). Проведение уже трех консультативных встреч говорит о том, что данный формат превращается в действенный механизм координации позиций и действий стран региона. Это имеет объективную основу, поскольку многие вопросы, касающиеся водных ресурсов, климатических изменений, транспортных коммуникаций, борьбы с бедностью, обеспечения безопасности, могут быть эффективно решены только в рамках взаимных многосторонних региональных усилий.
Так, в Совместном заявлении по итогам Консультативной встречи глав государств ЦА в Ташкенте подчеркивается, что сложившаяся в Центральной Азии тенденция на региональное сближение - это исторически обусловленная реальность. Активизация регионального сотрудничества в сферах политики, безопасности, сохранения стабильности и достижения устойчивого развития в регионе отвечает коренным интересам народов центральноазиатских стран, способствует еще большему укреплению братских связей между ними, служит полноценной реализации огромного экономического и цивилизационного потенциала ЦА.
Вопрос создания условий для дальнейшего поступательного развития Узбекистана и Центральной Азии и получения новых источников роста во внешней торговле невозможно представить без максимально полного использования потенциала граничащих с регионом рынков сбыта. Речь идет в первую очередь о рынках стран Южной Азии, которые выступают одним из драйверов глобального экономического роста. Однако уже не одно десятилетие выход стран ЦА в Южную Азию ограничен по причине сохраняющейся нестабильности в Афганистане. Поэтому логично выглядит выделение Афганистана в качестве приоритетного направления внешней политики Узбекистана.
Кооперация и совместное устойчивое развитие
Следует отметить последовательность Президента Шавката Мирзиёева в проведении четкой внешнеполитической линии на афганском направлении. Узбекистан вновь выступил инициатором активизации международного диалога по поиску мирных путей разрешения афганского кризиса и стабилизации ситуации в стране. О необходимости вовлечения южного соседа в региональное партнерство, его интеграции в торгово-экономические, транспортные и культурно-гуманитарные процессы было заявлено Президентом на международной конференции высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», состоявшейся в Ташкенте 15-16 июля 2021 года.
Внешнеполитический курс, проводимый Узбекистаном под руководством Президента Шавката Мирзиёева нацелен на предотвращение гуманитарного кризиса в соседней стране и превращение афганской темы в тему широких возможностей, которые должны открыться в случае полной стабилизации ситуации. Узбекистан уже предоставляет южному соседу гуманитарную помощь и выступает за размораживание афганских активов в зарубежных банках.
Комбинация продолжающихся внутренних реформ, дальнейшего расширения и укрепления сотрудничества в Центральной Азии может создать дополнительные стимулы для развития продуктивных отношений Узбекистана с ведущими мировыми и региональными государствами. На ближайшие годы намечено расширение географии внешних связей нашей республики в качестве одной из приоритетных целей.
За последние годы удалось поднять на качественно новый уровень отношения со всеми значимыми для интересов Узбекистана акторами. Фактически сегодня страна демонстрирует пример образцовой внешней политики, основанной на принципах конструктивности. Подобный тип игры позволяет извлекать дивиденды от сотрудничества не только Узбекистану, но и его партнерам, что, безусловно, требует высокого дипломатического искусства.
Демонстрируемая Узбекистаном дальновидная политика наглядно проявляет себя в вопросе выстраивания продуктивных связей с разными международными организациями, функционирующими в рамках многосторонних форматов. Новым фирменным стилем Узбекистана стала проактивная дипломатическая позиция в отношении международных организаций, готовность идти на диалог с прежними критиками, предлагать свое конструктивное видение на пути развития организаций, членами которых мы являемся.
Поэтому закономерен факт того, что в предвыборной программе лидера Узбекистана курс на углубление сотрудничества с международными организациями был обозначен как приоритетный. Планируется усилить работу в органах и институтах ООН, глобальных и региональных экономических, финансовых и гуманитарных организациях и предпринять конкретные практические шаги для вступления в ВТО и углубления интеграционных процессов с ЕАЭС.
Новое пространство для сотрудничества
Очевидно, что рано или поздно всем членам международного сообщества придется формировать контуры новых глобальных моделей взаимоотношений. Этот процесс будет происходить главным образом на основе многосторонних форматов и механизмов, что выступает еще одним весомым аргументом в пользу расширения участия Узбекистана в глобальных и региональных организациях.
Лидер государства в ходе своего первого президентского срока привнес во внешнюю политику республики новое слово, а именно активное внедрение в нее инструментов неклассической дипломатии, известных сегодня как «мягкая сила» («soft power»). Наиболее ярко она проявила себя в период пандемии COVID-19 в 2020 году, когда Узбекистан направил гуманитарную помощь в Индию, Таджикистан, Беларусь, Афганистан, Кыргызстан и другие страны. В ответ многие государства также направляли гуманитарную помощь. Тем самым в отношениях Узбекистана с международными партнерами было совместно создано новое пространство сотрудничества, которое привнесло «человеческое измерение» в рациональное искусство дипломатии.
Отталкиваясь от предвыборной программы лидера страны, Узбекистан планирует расширить использование механизмов неклассической дипломатии, в которых упор будет сделан на установлении эффективных связей с соотечественниками за рубежом с помощью некоммерческого Общественного фонда «Ватандошлар», созданного в августе 2021 года. Главой государства также предложено создание Международного общественного фонда имени Алишера Навои при учредительстве АН, который возьмет на себя широкую популяризацию за рубежом узбекского языка, культуры и национальных традиций, укрепление гуманитарных связей.
* * *
Реформа политической системы - наиболее сложная по сравнению с социально-экономическими преобразованиями. Но нынешние Президентские выборы показали: за короткий период в Узбекистане проделана огромная работа как в плане обеспечения политических свобод, так и совершенствования избирательной системы. Резюмируя все вышесказанное, можно отметить: политика нового Узбекистана носит целостный характер и представляет собой долгосрочный и логически выверенный курс. Это выражается в связанности внешнеполитических планов на ближнюю и долгосрочную перспективу, и в сложении в единую систему различных направлений внешней политики - Центральная Азия, Афганистан, дальнее зарубежье и международные организации.
Все это является производным от целостного видения путей реформирования и целей долгосрочного развития Республики Узбекистан.
Бобур Бекмуродов.
Председатель Общенационального движения «Юксалиш».
Газета «Правда Востока»,
9 ноября 2021г.