Деятельность Узбекистана в области международной борьбы с торговлей людьми и принудительным трудом
Защита прав, свобод и законных интересов человека, реформирование и демократизация судебно-правовой системы, ранняя профилактика правонарушений и борьба с преступностью, в том числе с транснациональной организованной преступностью являются важнейшими приоритетами государственной политики Республики Узбекистан.
За последние годы в рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, приняты действенные меры в этой сфере. Прежде всего, значительно укреплены правовые основы противодействия торговле людьми - одного из опаснейших видов транснациональной организованной преступности, ставшей проблемой для всего мирового сообщества, в том числе и для Узбекистана, а также искоренения принудительного труда.
Узбекистан присоединился к трем международным документам ООН, стал членом Международной организации по миграции, подписал свыше 10 международных договоров, а также принял более 50 законов и иных нормативноправовых актов в этой сфере. Разработаны и реализуются 5 национальных планов и «дорожных карт» по усилению мер по противодействию торговле людьми и принудительному труду.
Приняты системные организационные меры, направленные, в частности на обеспечение эффективного противодействия торговле людьми, выявление, защиту и социальную реабилитацию, оказание медицинской, психологической и иной помощи гражданам, ставшим жертвами подобных преступлений, проведение расследований и привлечение к ответственности лиц, причастных к торговле людьми, устранение условий, создающих возможность их совершения.
Так, осуществлена масштабная работа по упорядочению процессов внешней трудовой миграции, оказанию трудовым мигрантам необходимой правовой, информационно-консультативной и иной помощи. В корне пересмотрена работа в этой сфере Министерства занятости и трудовых отношений и Агентства по внешней трудовой миграции, создан специальный Фонд поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом. Создан новый, открытый рынок частных агентств занятости с правом трудоустройства граждан республики за рубежом. Сегодня в этой сфере осуществляют деятельность 50 субъектов предпринимательства.
За последние годы оказаны услуги 170 тысячам граждан, выезжающим для осуществления временной трудовой деятельности за рубеж (предоставление им льготных кредитов для оплаты транспортных и других расходов, ознакомление с вакантными рабочими местами у иностранных работодателей, консультирование по вопросам миграционного и трудового законодательства стран пребывания, их правовая защита и т.д.).
Развернута широкая кампания с использованием различных форм по повышению информированности населения не только о законодательной базе, но и о конкретных фактах совершения преступлений, связанных с торговлей людьми, и их негативных последствиях. В целях создания эффективного механизма по защите и помощи жертвам торговли людьми налажена работа официального веб-сайта www.ht.gov.uz и на базе Министерства внутренних дел - Национальной телефонной горячей линии.
В городе Ташкенте открыт Реабилитационный центр по оказанию помощи и защите жертв торговлей людьми, осуществляющий свою деятельность на основе принципов конфиденциальности частной жизни и личности, недопустимости дискриминации, а также социальной и юридической поддержки жертв торговли людьми. Наряду с обеспечением благоприятных условий проживания им оказывают неотложную медицинскую, психологическую и юридическую помощь. Особое внимание уделяется их социальной реабилитации и трудоустройству. На сегодняшний день Центром оказана помощь более 3000 жертвам торговли людьми.
Учитывая глобальный характер проблем торговли людьми и защиты ее жертв, правоохранительные и судебные органы Республики Узбекистан сотрудничают с соответствующими структурами ООН, Международной организации по миграции. Содружества независимых государств, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, активно участвуют в практической реализации их проектных документов в этой сфере.
Огромный вклад в решение актуальных задач борьбы с организованной преступностью, противодействия торговле людьми вносят такие гражданские институты, как Комитет женщин, Союз молодежи, Совет федерации профсоюзов Узбекистана, Международный неправительственный благотворительный фонд «Соғлом авлод учун», «Истиқболли Авлод», Независимый институт по мониторингу формирования гражданского общества, органы самоуправления граждан, Центр социально-правовой поддержки женщин и семей «Меҳримиз Сизга», Центр поддержки гражданских инициатив и многие другие.
Самое важное, принимаемые меры показывают свою действенность, последовательно снижается количество преступлений в данной сфере. Если в 2018 году оно снизилось на 15% по сравнению с 2017 годом, то по итогам 6 месяца 2019 года - на 29 %.
В Узбекистане реализуются беспрецедентные меры также в сфере искоренения, противодействия и предупреждения принудительного труда.
Осуществляется системная работа по обеспечению взаимодействия с представителями гражданского общества, Международной организацией труда и зарубежными неправительственными организациями в данной сфере в целях гарантированной защиты прав и законных интересов граждан.
Так, по методологии МОТ и при непосредственном участии ее экспертов разработан и реализуется национальный план действий в этой сфере, проводится мониторинг использования детского и принудительного труда в сельском хозяйстве. Внедрены механизмы обратной связи с населением через специальный канал связи «телефон доверия» и по Telegram-каналу - @mehnathuquq_bot.
Повсеместно ведется информационно-разъяснительная работа. На регулярной основе проводятся встречи с представителями институтов гражданского общества, национальными правозащитными активистами. Проводится обмен мнениями и предложениями по актуальным вопросам. По сообщениям активистов государственными трудовыми инспекторами с выездом на места проводятся изучения представляемых фактов, а в случае выявления нарушений применяются меры ответственности.
Важно то, НГО в результате проведенных мониторингов не выявлены случаи массового использования детского и принудительного труда в период сбора хлопка. В стране полностью искоренен детский труд, реализуются комплексные меры по прекращению использования принудительного труда взрослых во время сельскохозяйственных работ, благоустройства и озеленения территорий и т.д.
Вместе с тем, на основе анализа состояния дел, ряда негативных факторов, препятствующих эффективному противодействию торговле людьми и использованию принудительного труда как в масштабе стране, так и региона, и в глобальном масштабе Республика Узбекистан продолжает работу в этой сфере на качественно новом уровне.
Глубоко символично, что во Всемирный день борьбы с торговлей людьми - 30 июля 2019 года Президентом Республики Узбекистан подписан важнейший Указ «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия торговле людьми и принудительному труду». Этот документ придал новый импульс и динамику осуществляемым в стране мерам в этой сфере.
Первое. Значительно повышен статус и усилены полномочия национальных институтов в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду.
Так, Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми преобразована в Национальную комиссию по противодействию торговле людьми и принудительному труду. Основными задачами этой комиссии являются координация деятельности государственных органов и гражданских институтов, разработка и реализация государственных и иных программ, совершенствование национального законодательства и правоприменительной практики, мониторинг и повышение эффективности мер по выявлению, расследованию, предупреждению и пресечению преступлений, а также организация международного сотрудничества в этой сфере и т.д.
Второе. Значительно усилена роль парламента, в частности. Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также гражданских институтов в вопросах обеспечения эффективного противодействия.
Примечательно, что председателем Национальной комиссии назначена Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Т.Нарбаева. Впервые в состав авторитетной комиссии наряду с сенаторами и депутатами парламента, руководителями министерств и ведомств, включены представители негосударственных некоммерческих организаций, что обеспечивает активизацию институтов гражданского общества в данном направлении.
Третье. Работа Национальной комиссии будет осуществляться на основе принципов прозрачности, открытости и гласности ее деятельности, регулярного информирования национального и международного сообщества об осуществляемой в Республике Узбекистан работе в данном направлении.
Важно, что впервые учрежден институт Национального докладчика по противодействию торговле людьми и принудительному труду, функции которого возложены на председателя Национальной комиссии. Национальный докладчик будет ежегодно предоставлять информацию о складывающейся ситуации в стране и в мире в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду, предпринимаемых мерах по преследованию и наказанию лиц, причастных к данному виду преступлений, и поддержке жертв торговли людьми.
Четвертое. Работа Национальной комиссии будет носить адресный и комплексный характер.
Так, созданы две подкомиссии по вопросам противодействия торговле людьми, возглавляемая министром внутренних дел Республики Узбекистан, и по вопросам противодействия принудительному труду, возглавляемая министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан. На местах также будут созданы соответствующие территориальные комиссии, руководимые главами регионов.
Пятое. Намечены меры по совершенствованию законодательства с учетом передового международного опыта, стандартов и норм в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду, имплементации в законодательство ряда конвенций Международной организации труда.
В частности, будут внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс и Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми», направленные на определение механизма идентификации жертв торговли людьми, внедрение национального механизма перенаправления жертв торговли людьми, а также усиление ответственности за допущение детского и принудительного труда.
В настоящее время Национальной комиссией осуществляется работа по подготовке Национального плана действий («Дорожной карты») по повышению эффективности деятельности государственных органов в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду в 2019-2020 годах. Намечена организация на регулярной основе работы с представителями средств массовой информации, дипломатического корпуса и представительств международных организаций.
Осуществляемые в Республике Узбекистан системные меры в этой сфере, несомненно, внесут достойный вклад в дело мирового сообщества по противодействию торговле людьми и принудительному труду как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных стран и регионов.
Национальная комиссия
по противодействию торговле
людьми и принудительному труду