Железные дороги Узбекистана – локомотив транспортного потенциала страны
Транспорт и коммуникации – важный сектор экономики для любого государства. Для Узбекистана, как страны, не имеющей прямого доступа к морскому сообщению, а также граничащей с государствами, которые также не имеют выхода к морю, развитие транспортной системы имеет жизненно важное значение.
До 1991 года в Узбекистане ни автомобильный, ни железнодорожный, ни воздушный транспорт не имели выхода к южным, западным и восточным международным транспортным коридорам. Доступно было только северное направление. Это ограничивало сообщение не только с внешним миром, но и внутри страны.
За годы независимости проделана большая работа по формированию современной дорожно-транспортной инфраструктуры, открытию новых путей к мировым рынкам, созданию современных транспортных коммуникаций, связывающих нашу страну с другими регионами мира.
В 1994 году Указом Президента Республики Узбекистан на базе линейных подразделений, предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта бывшей Среднеазиатской железной дороги была создана Государственно-акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари», которая в 2015 году была преобразована в акционерное общество.
На сегодняшний день АО «Узбекистон темир йуллари» представляет собой единую сеть железных дорог, общей протяженностью 6,5 тысяч километров. Текущее состояние развития железнодорожных путей и сопутствующих коммуникаций позволяет обеспечивать максимальную скорость движения до 160-250 км/ч. За 2016-2018 годы по железным дорогам Узбекистана отправлено более 200 миллионов тонн грузов, в том числе 23 миллиона тонн транзитных грузов. Объем пассажирских перевозок в 2016-2018 годах достиг 65 миллионов пассажиров.
Потенциал узбекских железнодорожников в области строительства железных дорог за минувшие годы также значительно возрос. На сегодняшний день реабилитированы 4 тысячи километров пути, построено более 1,5 тысяч километров новых железнодорожных линий, электрифицировано свыше 1,6 тысяч километров путей, построено и реконструировано 30 железнодорожных вокзалов.
Примером признания потенциала и возможностей железнодорожников Узбекистана в мировом масштабе стало строительство в 2010 году первой в истории соседнего Афганистана 106 километровой железнодорожной магистрали «Хайратон – Мазари-Шариф». Новая железная дорога включила в себя станции, разъезды, искусственные сооружения, грузовые дворы, технические здания, современные средства коммуникации, сигнализации и энергоснабжения.
Стоит отметить, что Узбекистан одним из первых среди стран СНГ организовал движение высокоскоростных поездов. В 2011 году между Ташкентом и Самаркандом начал курсировать высокоскоростной поезд «Afrosiyob». Завершение электрификации участка «Мараканд–Карши» в августе 2015 года стал следующим этапом развития высокоскоростного движения поездов, теперь уже по маршруту «Ташкент–Самарканд–Карши». В настоящее время ведется электрификация новой железной дороги «Бухара–Мискен», которая в ближайшем будущем станет новой магистралью для высокоскоростных поездов и свяжет дальние адреса нашей страны.
Большим достижением железнодорожников Узбекистана стал запуск в 2016 году железнодорожной ветки «Ангрен–Пап» протяженностью 123,2 километра, включающей в себя 19 километровый тоннель через перевал Камчик. Этот отрезок пути стал неотъемлемой частью транзитного коридора «Китай–Центральная Азия–Европа», связующего азиатский и европейский континенты.
В последние годы, с учетом динамики экономического развития страны, активной реализации ее туристического потенциала, совершенствованию железнодорожной инфраструктуры уделяется еще большее внимание.
Проводимая работа по повышению пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры и обновлению парка локомотивов и вагонов позволяет в настоящее удовлетворять потребности экономики в транспортных услугах и выполнять свои обязательства перевозкам транзитных грузов.
Только в текущем, 2019 году, в соответствии с Инвестиционной программой, в акционерном обществе предусмотрена реализация 23 инвестиционных проектов с освоением более 510 миллионов долларов. Планируется строительство 1200 грузовых и 15 пассажирских вагонов. Уже проведен капитально-восстановительный ремонт 26 секций локомотивов и модернизация 1500 грузовых вагонов, реабилитировано 180 километров пути.
Узбекистан как член Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) с 1993 года проводит последовательную работу по интеграции транспортной системы страны и Центральноазиатского региона в целом в сеть трансконтинентальных маршрутов.
В апреле 2019 года в Ташкенте прошла первая встреча многосторонней Рабочей группы по строительству транзитных железнодорожных линий через Афганистан, в которой приняли участие представители железных дорог Узбекистана, Казахстана, Российской Федерации и Афганистана. Она стала логическим продолжением начатой в 2018 году работы по практической реализации создания транспортных коридоров через территорию Афганистана. В числе других на ней были рассмотрены вопросы реализации проекта строительства новых железнодорожных линий «Мазари-Шариф–Герат–Кандагар–Кветта», а также «Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар» («Кабульский коридор»).
Годы независимости страны ознаменованы и закладкой основ тяжелого машиностроения. Промышленно-производственная отрасль включает в себя УП «Узтемирйулмаштаъмир», «Узбекжелдорэкспедиция», ДП «Литейно–механический завод», «Андижанский механический завод», АО «Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов», «Узвагонтаъмир», «Ташкентский механический завод», «Узжелдорконтейнер», «Йулрефтранс», ООО «Ташжелдорпроект», строительные тресты «Куприккурилиш», «Узтемирйулкурилишмонтаж» и другие.
Еще одним важным направлением развития сферы является продолжение строительства столичного метрополитена. В настоящее время осуществляется три проекта – возведение веток надземной линии метро в Сергелийском и Яшнабадском районах, продление подземной ветки метро по Юнусабадской линии. Реализация проекта надземного метро ведется на основе совершенно нового для региона эстакадного способа строительства, который до сегодняшнего дня не применялся в странах Центральной Азии.
АО «Узбекистон темир йуллари» также вносит существенный вклад в градостроительство и улучшение облика столицы Узбекистана. В частности, железнодорожники-строители возводят мосты и путепроводы на уровне мировых стандартов, которые непосредственно налаживают движение в городе, разгружая дорожные магистрали, решают множество проблем, связанных с организацией потока автомобилей.
Только за последние годы сданы в эксплуатацию и успешно функционируют несколько путепроводов и мостов в городе. Совсем недавно завершилось строительство моста над рекой Чирчик. 12-километровый отрезок дороги значительно разгрузит поток автотранспорта на одной из основных магистралей, ведущих в город и обратно из него.
Словом, годы независимости стали богатыми на реформы в железнодорожной отрасли Узбекистана. За этот период потребность народного хозяйства и населения в грузовых и пассажирских перевозках полностью удовлетворены.
ИА «Дунё»