Конституционные реформы: надежная гарантия права на труд
Основной закон каждого независимого государства определяет социальную, экономическую и политическую жизнь этой страны на международной арене.
Именно в Конституции закрепляются обязанности государства перед народом и их гарантии. Особенно сегодня в эпоху стремительных преобразований и процессов глобализации избранный народом, обществом и государством путь, поставленные цели и выдвинутые идеи требуют соответствующих реформ. В частности, Конституция Республики Узбекистан также не является исключением.
Наряду с признанием внесенных в Конституцию страны изменений и дополнений в связи с принятием новых законов и реализуемых реформ, следует отметить, что настало время и для реформирования Основного закона. В главе Конституции Республики Узбекистан, посвященной экономическим и социальным правам, закрепляется, что каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом, запрещается принудительный труд иначе как в порядке исполнения наказания по приговору суда, либо в других случаях, предусмотренных законом (статья 37), работающие по найму имеют право на оплачиваемый отдых, продолжительность рабочего времени, оплачиваемого трудового отпуска определяются законом (статья 38), а также в Трудовом кодексе Республики Узбекистан закреплены гарантии государства по реализации права на труд (статья 58).
Однако несмотря на то, что защита трудовых прав граждан гарантируется на уровне Конституции и законов, известно, что до недавнего времени даже ответственными лицами государственных органов допускалось нарушение требований законов по вышеперечисленным вопросам. Благодаря принятым в настоящее время строгим мерам заметно снизился уровень принудительного труда и других подобных явлений. Несмотря на это количество обращений в суды и полномочные органы не уменьшается, что свидетельствует о необходимости применения более действенных правовых механизмов и мер.
Неслучайно на встрече главы нашего государства с членами Конституционного суда отмечалось, что важной целью конституционных реформ является обеспечение надежной защиты права человека на труд и достойные условия жизни, защиту от безработицы, сокращение бедности.
Если на примере проекта Конституционного Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан», выдвинутом на всенародное обсуждение, обратимся именно к вопросам прав граждан на труд, то можно убедиться, что представители интеллигенции страны и другие небезразличны к этому процессу. В частности, согласно дополнениям в статью 37 Конституции установлено, что каждый имеет право на достойный труд, на свободный выбор работы, на благоприятные условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на справедливое вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы в порядке, установленном законом. Это революционные изменения, и важно сохранить такую редакцию статьи.
Тот факт, что согласно проекту закона, запрещается отказывать (целесообразно заменить на «безосновательно отказывать») женщинам в приеме на работу, увольнять с работы (... «и принуждать к увольнению с работы», было бы еще точнее) и снижать им заработную плату, несомненно, окажет положительное влияние на решение многих социальных проблем (семейные разводы, самоубийство и т.д.).
Конституционные реформы служат интересам народа, повышают ответственность государства перед гражданами. Поэтому мы все должны принимать активное участие в протекающих в стране преобразованиях, своими мнениями и предложениями стать активными участниками этого исторического процесса.
Хайриддин Файзиев,
и.о. заведующего кафедрой
Центра повышения квалификации юристов
УзА