МОП БДИПЧ ОБСЕ рекомендует направить миссию по наблюдению за конституционным референдумом в Узбекистане
ТАШКЕНТ, 7 августа. /ИА «Дунё»/. Миссия по оценке потребностей Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (МОП БДИПЧ ОБСЕ), побывавшая 19-21 июля в Узбекистане соответствии со своим мандатом и в ожидании официального приглашения для наблюдения за конституционным референдумом в Узбекистане опубликовало промежуточный отчет, сообщает корреспондент ИА «Дунё».
На основе этой оценки МОП рекомендует, следует ли развернуть деятельность БДИПЧ по наблюдению за предстоящим референдумом, и если да, то какой тип деятельности лучше всего соответствует выявленным потребностям. Состоялись встречи с должностными лицами государственных учреждений, представителями СМИ.
В документе отмечается, что БДИПЧ выражает благодарность Министерству иностранных дел за помощь и сотрудничество в организации визита.
Представители миссии отметили, что процесс всенародного обсуждения конституционного закона дважды продлевался и завершился 1 августа. После периода общественных консультаций Конституционная комиссия доработает проект поправок и представит новый проект текста на утверждение обеим палатам парламента, после чего будет назначена дата референдума.
Подчеркивается, что многие собеседники МОП БДИПЧ приветствовали предложенные поправки как улучшение.
Результаты конституционного референдума являются обязательными. Для внесения поправок в конституцию на референдуме применяется порог явки 50% всех зарегистрированных избирателей, и более половины действительных голосов должны быть отданы за поправки. По данным ЦИК, избирателям будет задан единый вопрос «Да» или «Нет» об одобрении всего пакета конституционных изменений.
Отмечается, что референдумы регулируются в первую очередь Конституцией 1992 года, Законом о референдуме 1991 года и Избирательным Кодексом 2019 года. Последний раз в Закон о референдуме вносились поправки в Марте и июне 2022 года, и изменения в основном отражали изменения, внесенные в Избирательный кодекс в 2019 и 2021 годах, в том числе повышение эффективности процесса разрешения споров на референдуме, введение требования нейтральности членов нижестоящих комиссий, изменение процедуры голосования за границей, а также ряд технических корректировок. Закон о референдуме содержит основные положения о проведении референдума, включая структуру, избирателей. Большинство собеседников МОП БДИПЧ не выразили обеспокоенности по поводу точности списка избирателей.
Констатируется, что все расходы, связанные с организацией референдума, покрываются за счет государственного бюджета. По закону общественные объединения, предприятия, юридические лица и граждане могут жертвовать средства на проведение референдума в ЦИК.
Отмечается, что подготовка к референдуму продолжается, и на данный момент ЦИК приняла пять правил, касающихся проведения референдума. Центризбирком совместно с другими государственными учреждениями намерен провести комплексный интерактивный каскадный тренинг для членов комиссий референдума всех уровней.
Международные наблюдатели должны быть аккредитованы ЦИК, остальные подлежат аккредитации в окружных комиссиях по проведению референдума.
Все собеседники МОП БДИПЧ отметили важность независимого контроля за процессом референдума и подчеркнули необходимость деятельности БДИПЧ по наблюдению. Большинство собеседников подчеркнули жизненно важную роль БДИПЧ в усилиях Узбекистана по выполнению своих обязательств в области прав человека и отметили поддержку, которую БДИПЧ оказывает государственным органам. Несмотря на то, что недавние поправки к нормативно-правовой базе не касались проблем, ранее отмеченных БДИПЧ в отношении дня выборов и подсчета голосов, большинство собеседников МОП БДИПЧ не выразили озабоченности по поводу этих вопросов для референдума. Однако они подчеркнули необходимость развертывания миссии по наблюдению за референдумом с долгосрочным присутствием для освещения региональных аспектов процесса, в частности, реализации нормативно-правовой базы, проведения и подготовки к референдуму администрацией референдума, а также освещения референдума в СМИ.
Исходя из этого, МОП БДИПЧ рекомендовал направить Ограниченную миссию по наблюдению за референдумом (LROM) для наблюдения за конституционным референдумом. В дополнение к основной группе экспертов МОП БДИПЧ рекомендует прикомандировать 14 долгосрочных наблюдателей из государств-участников ОБСЕ для наблюдения за процессом референдума по всей стране. В соответствии со стандартной методологией БДИПЧ МОНВ будет включать элемент мониторинга СМИ. Хотя миссия посетит ограниченное количество избирательных участков, систематического наблюдения за ходом голосования не предусматривается.