НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ И СОТРУДНИЧЕСТВА
Мне доставляет большое удовольствие поздравить участников 7-го саммита Тюркского совета, общественность тюркского мира со знаменательной датой – 10-летием со дня принятия Нахичеванского соглашения о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств.
Подписанием этого важного документа было положено начало нового этапа плодотворного партнерства тюркоязычных стран, основывающегося на неразрывных исторических связях, общности языка, культуры и духовных ценностей.
Сегодня Тюркский совет – это авторитетная международная платформа для расширения и углубления диалога и кооперации между странами – участницами, эффективного продвижения их интересов на мировой арене.
Республика Узбекистан как неотъемлемая часть большой тюркской семьи придает важное значение развитию отношений с тюркоязычными государствами. Еще в первые годы независимости Узбекистан выдвинул инициативу «Туркестан – наш общий дом», которая была поддержана тюркоязычным сообществом. Наша страна приняла активное участие в первых саммитах глав государств тюркоязычных стран. Историческая – четвертая встреча лидеров состоялась 21 октября 1996 года в Ташкенте. Она стала важной вехой в развитии сотрудничества тюркоязычных государств и в некоторой степени заложила основу для создания современного Тюркского совета. Тогда, подписав Ташкентскую декларацию, главы государств подчеркнули необходимость проведения регулярных взаимных консультаций и договорились о создании Секретариата встреч глав тюркоязычных государств. Этот важнейший институт нашел свое воплощение в современном Секретариате Совета сотрудничества, учреждённого в соответствии с Нахичеванским соглашением Тюркского совета ровно 10 лет назад.
В этом году Узбекистан официально обратился в Совет сотрудничества тюркоязычных государств с заявлением о присоединении к Нахичеванскому соглашению. Это обращение было тепло воспринято всеми государствами – членами Организации, за что мы выражаем им глубокую признательность. В максимально короткие сроки – буквально в течение одного рабочего дня нам был представлен положительный ответ.
14 сентября 2019 года подписан Указ Президента Республики Узбекистан о присоединении к Нахичеванскому соглашению. В тот же день был принят закон о его ратификации, Министерство иностранных дел республики направило в Секретариат и депозитарий Совета Инструмент о присоединении Узбекистана к Нахичеванскому соглашению.
Убежден, что вступление нашей страны в Тюркский совет будет способствовать укреплению интеграции тюркского мира и откроет новые возможности для сотрудничества, особенно сейчас, когда Тюркский совет стремится к усилению экономического взаимодействия стран-членов.
У Республики Узбекистан накоплен большой опыт взаимовыгодного партнерства со всеми государствами – членами Совета во многих сферах, как в двустороннем формате, так и в рамках ряда международных структур.
Положительные тенденции в межгосударственных отношениях в субрегионе деятельности Тюркского совета открывают перед нами новые перспективы дальнейшего расширения сотрудничества как внутри Тюркского совета, так и во взаимоотношениях с международными структурами и механизмами, такими как ООН, ОБСЕ, ОИС, ЭКО, «Стамбульский процесс по Афганистану – Сердце Азии».
Совет имеет широкие возможности как консультативный, координирующий механизм межгосударственных отношений и инструмент продвижения равноправного, взаимовыгодного международного сотрудничества в Центральной Азии, на Кавказе, Среднем Востоке и Европе. Между государствами-членами отсутствуют какие-либо проблемы или разногласия, что на мой взгляд, является важным преимуществом. Все участники придерживаются совпадающих или близких взглядов и позиций по актуальным вопросам деятельности Тюркского совета, международной и региональной повестки. А значит, сегодня нет преград для активного взаимодействия в таких приоритетных сферах, как экономика, инвестиции, инновации и высокие технологии, альтернативная энергетика и экология, транспорт и коммуникации, туризм, наука и образование, медицина.
Достигнутый уровень всестороннего взаимодействия стран Тюркского совета внушает большой оптимизм. При этом его реальный потенциал гораздо выше. У нас есть все необходимое, а самое главное – твердая политическая воля, для достижения ещё более высоких рубежей, что безусловно и всецело отвечает интересам наших народов.
В этом плане Узбекистан определил ключевые приоритеты и направления сотрудничества, для активного продвижения которых мы готовы приложить все усилия.
Это в первую очередь расширение взаимовыгодных торгово-экономических и инвестиционных связей. Сегодня данный вектор должен выступать локомотивом сотрудничества, поскольку служит основой роста благосостояния людей. Считаю, что прежде всего необходимо усилить кооперацию между ведущими промышленными предприятиями, инвестиционными компаниями, банковско-финансовыми институтами и предпринимателями наших стран, а также наладить эффективное межрегиональное взаимодействие.
Мы заинтересованы в продвижении тесных кооперационных связей в сферах транспорта и транзита. Создание интегрированной сети транспортного сообщения позволит обеспечить доступ к основным мировым и региональным рынкам. Речь идёт прежде всего о международных транспортных коридорах Север-Юг и Восток-Запад, автомобильных, железнодорожных и воздушных маршрутах, связывающих регион Центральной Азии с Китаем, государствами Юго-Восточной и Южной Азии, Ближнего Востока и Европы.
С этой целью в регионе уже реализован целый ряд стратегически важных проектов по развитию транспортной инфраструктуры. Большие возможности открываются и с развитием автомобильного коридора Андижан – Ош – Иркештам – Кашгар, а также началом строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан.
Внедрение во все сферы передовых информационно-коммуникационных технологий, инноваций является определяющим фактором конкурентоспособности и устойчивого развития любого государства. Поэтому инновационное развитие стран Тюркского совета мы считаем важнейшим приоритетом. В этой связи предлагаем наладить тесное партнёрство между ведомствами, отвечающими за инновационное развитие, научно-исследовательскими центрами и венчурными компаниями в целях продвижения программ и проектов по освоению технологий будущего.
Как известно, народы тюркоязычных стран обладают уникальным и бесценным культурно-историческим и духовным наследием, которое также является достоянием всего человечества. В наших странах бережно сохраняются исторические памятники тюркской и исламской цивилизации, наследие великих учёных, поэтов-мыслителей, художников. Это бесценное богатство является достоянием всего человечества, и его должен увидеть мир, чему будет способствовать активное развитие паломнического туризма. Индустрия путешествийнаряду с экономической составляющей играет важную роль в сближении стран и народов.
Определяя перспективы нашего настоящего и будущего, мы, безусловно, опираемся на духовно-нравственные ценности, богатую историю и культуру народов, их многовековую дружбу, традиции добрососедства и взаимопонимания. Культурно-гуманитарное сотрудничество формирует саму атмосферу отношений между государствами, объединяет людей. Яркий пример тому – проведение Года Узбекистана в Казахстане и Года Казахстана в Узбекистане, взаимных дней культуры и совместных концертов дружбы Узбекистана, Кыргызстана и Туркменистана, фестивалей, выставок, а также множества других совместных мероприятий, которые вызвали горячий отклик в сердцах людей. Убежден, что это станет хорошей традицией для всех стран Тюркского совета и, несомненно, будет служить укреплению дружбы и взаимопонимания между нашими народами. Мы располагаем огромным потенциалом для взаимодействия в области человеческого развития. Обмен опытом, реализация совместных образовательных, научных и культурных проектов, перспективных программ по воспитанию и просвещению молодежи должно стать одним из приоритетов Тюркского совета.
В условиях глобализации, непредсказуемости и нарастающей напряженности в мире тесное и взаимовыгодное сотрудничество играют определяющую роль в достижении устойчивого развития и прогресса, обеспечении мира и безопасности. Одним из базовых аспектов многостороннего взаимодействия тюркоязычных государств, на мой взгляд, должна стать координация усилий правоохранительных органов стран Тюркского совета в борьбе с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, наркотрафиком, торговлей людьми.
Сегодня Совет сотрудничества тюркоязычных государств вступает в новый, более динамичный и ответственный этап своего развития, который требует укрепления поступательного и всестороннего сотрудничества между нашими братскими странами и народами.
Благодаря политической воле, открытой и конструктивной политике тюркоязычных государств, регулярным встречам лидеров стран в регионе утверждается атмосфера взаимного доверия. В этом процессе активно участвует и Узбекистан.
Великий представитель тюрков, кыргызский писатель Чингиз Айтматов, говоря о роли нашей страны в истории, отмечал, что «узбекский народ в судьбах тюркоязычных стран сыграл роль, подобную роли Византии в судьбах славянских государств».
И сегодня, на новом, отнюдь непростом, этапе исторического развития Республика Узбекистан готова вносить достойный вклад в дальнейшее укрепление и расширение отношений дружбы и сотрудничества между тюркоязычными государствами.
Еще раз от всего сердца поздравляю народы тюркоязычных государств с десятилетием Тюркского совета и желаю всем мира, благополучия и процветания.
Шавкат Мирзиёев,
Президент Республики Узбекистан