ИНФОРМАЦИЯ об осуществляемых реформах и преобразованиях в сфере прав человека
С избранием Шавката Мирзиёева Президентом Узбекистана намечены конкретные ориентиры стратегического развития страны. Достижение этих ориентиров требует реализацию ряда взаимообуславливающих реформ, которые обозначены в приоритетных направлениях Стратегии действий
на 2017-2021 гг.
Прошедший период ознаменовался обширными реформами, направленными на укрепление гарантий защиты прав человека.
1. В конце прошлого года в Самарканде был успешно проведен первый Азиатский форум по правам человека, посвященный 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Это еще раз подтверждает твердую приверженность Узбекистана к своим международным обязательствам
в рамках международных конвенций по правам человека.
Узбекистан намерен продолжать проведение аналогичных форумов каждые два года.
Следует отметить полное соответствие заявленных целей Стратегии действий Узбекистана с Целями устойчивого развития ООН до 2030 г., которые получили свое отражение в итоговом документе Азиатского форума – Самаркандской декларации по правам человека.
Узбекистан, в качестве инициатора Азиатского форума и соавтора Самаркандской декларации, намерен продвигать полноценную реализацию указанного документа.
В этих целях парламентом Узбекистана утверждена «Дорожная карта» по реализации предложений и рекомендаций по итогам Азиатского форума на 2019-2020 гг.
2. В мае 2018 года на тридцатой сессии Совета по правам человека (СПЧ) Узбекистан представил свой Третий Национальный доклад в рамках Универсального периодического обзора. По итогам рассмотрения Национального доклада Узбекистана Рабочая группа СПЧ по универсальному периодическому обзору опубликовала свой доклад, который был утвержден Решением тридцать девятой сессии Совета по правам человека в сентябре 2018 года.
Данный доклад содержал ряд рекомендаций, сформулированных в ходе интерактивного диалога в ходе тридцатой сессии СПЧ, касающихся обеспечения гендерного равенства, эффективной защиты прав женщин, в том числе в сфере образования, труда, а также повышению роли женщин
в политической, экономической, общественной и иных сферах жизни.
Примечательно, что из 201 рекомендаций, сочтенных узбекской делегацией приемлемых, четверть посвящена именно этой проблематике. Это свою очередь служило своего рода ориентиром для планирования дальнейших реформ в данном направлении.
В этой связи буквально в начале сентября 2019г. подписаны два закона:
«О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин»;
«О защите женщин от притеснений и насилия».
Примечательно, что гендерно-правовая экспертиза в Узбекистане будет касаться не только будущих законодательных актов, но и действующих. Уже с сегодняшнего дня начинается работа в данном направлении.
3. В прошлом году на политическом уровне было принято важное и волевое решение по устранению проблем, различных бюрократических барьеров, имевшихся в деятельности ННО на протяжении многих лет и построении свободного гражданского общества в стране.
Значительно упрощены требования и процедуры к деятельности ННО.
Во-первых, порядок согласования мероприятий заменен порядком уведомления о планируемых мероприятиях.
Во-вторых, денежные средства и имущество, поступившие
из за-рубежа на счета ННО для реализации уставных задач, используются без каких-либо препятствий после их согласования.
В-третьих, поступление грантовых средств для ННО осуществляется на их специально открытые счета в любых банковских учреждениях страны.
Справочно: тем самым отменен 14 летний порядок, согласно которому требовалось для этого открытие специальных счетов только в банках Асака и НБУ ВЭД.
В-четвертых, согласно новому порядку мониторинга и изучения деятельности ННО, закреплены виды, сроки, периодичность и другие процедуры их проведения, а также упрощена и сокращена формы отчетности, сдаваемая в госорганы.
В-пятых, с начала года внедрена электронная система взаимодействия Минюста с ННО.
В-шестых,создан Консультативный совет по развитию гражданского общества при Президенте. В состав Совета включены 35 представителей ННО.
В-седьмых, со следующего года ставки госпошлины за регистрацию республиканских, межобластных ННО снижены с 4-кратного размера базовой расчетной величины до 3-кратного, а областных до 1-кратного.
Кроме того, готовится проект Кодекса о негосударственных некоммерческих организациях, предусматривающего кодификацию и систематизацию законодательства о ННО на основе изучения передового зарубежного опыта и сформировавшейся национальной правоприменительной практики.
4. Осознавая факта, что одним из важных факторов реализации прав человека является уровень правосознания граждан, на базе вновь созданного портала «Advice.uz» в стране запущена система бесплатной юридической консультации граждан. До настоящего времени в нем размещено более 1000 контента по основным правовым вопросам, охватывающим все сферы общественной жизни.
В целях поддержания и постоянно совершенствования портала Advice.uz (e-maslahat.uz) создана ННО«Мадад» («Помощь»), которая будет выполнять социальный заказ Минюста по оказанию бесплатной юридической консультации и практическую правовую помощь населению.
Для этого в каждом районе (городе) поэтапно создаются юридические консультационные бюро «Мадад».
Бесплатные юридические консультации будут оказаны
в режиме онлайн, привлекает добровольцев к работе по гармонизации правовых знаний с общественно-политическими изменениями.
Вместе с этим в настоящее время Минюстом разработан проект закона «О бесплатной юридической помощи», которым устанавливается обновленный порядок и критерии автоматического определения адвокатского формирования для оказания юридической помощи подозреваемому, обвиняемому или подсудимому за счет государства, не допуская при этом возможности отбора одних и тех же адвокатов, а также вмешательства третьих лиц в этот процесс.
При этом полномочие определения адвоката переходит от следственных органов в органы юстиции, что будет обеспечить исключение субъективизма и конфликта интересов в данном процессе.
5. С учетом возложения на Минюст задачи по обеспечению эффективного функционирования системы адвокатуры и других структур, осуществляющих правовое обслуживание физических и юридических лиц, в прошлом году нами инициировано коренная реформа по совершенствованию системы адвокатуры, как института, обеспечивающего равноправие сторон в судопроизводстве.
Следует отметить, что в этом процессе Минюст сознательно отказался от многих своих полномочий по регулированию деятельности системы адвокатуры в пользу адвокатского сообщества.
В частности, процедура выдачи адвокатской лицензии и государственной регистрации адвокатских формирований была значительно упрощена. Согласно действующему порядку для получения лицензии достаточно подача паспорта и заявки, при этом размер оплаты уменьшена вдвое (с 2 МЗРП до 1 МЗРП).
На сегодняшний день по республике функционируют более
4 тыс. адвокатов, которые оказывают юридическую помощь физическим и юридическим лицам.
Составы квалификационных комиссий сформированы из числа адвокатов, имеющих авторитет среди коллег, а также опытных специалистов в области права. При этом если комиссия состоит из 7 человек, минимум
4 члена комиссии, если комиссия состоит из 9 человек, минимум 5 членов комиссии должны быть адвокатами.
В настоящее время участие Минюста в составе квалификационной комиссии сведена к минимуму. Т.е. в составе высшей квалификационной комиссии из 9 чел. Минюст представлен только 1 номинальным представителем, голос которого не имеет решающее значение. Ранее, квалификационные комиссии образовывались из равного числа адвокатов и работников органов юстиции.
Закреплено участие адвоката в качестве третейского судьи,
а также досудебном урегулировании споров и примирении сторон.
Сокращены сроки обязательной стажировки в адвокатском формировании для получения лицензии на право занятия адвокатской деятельностью с шести месяцев до трех месяцев и повторной сдачи квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката с одного года до шести месяцев.
Повышен роль Палаты адвокатов Республики Узбекистан в качестве защитника института адвокатуры, в частности, теперь проекты нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с адвокатской деятельностью и судопроизводством, в обязательном порядке подлежат согласованию с Палатой адвокатов, а также председатель Палаты адвокатов будет вправе участвовать на заседаниях Законодательной палаты ОлийМажлиса Республики Узбекистан по обсуждению проектов законов и высказывать мнения по ним.
С прошлого года прекращение действия лицензии осуществляется исключительно в судебном порядке по обращению Министерства юстиции Республики Узбекистан на основании заключения Высшей квалификационной комиссии.
Продлено срок невыполнение адвокатом без уважительных причин своих профессиональных обязанностей, являющихся основанием для прекращения лицензии, от трех месяцев до шести месяцев, установлены конкретные сроки применения дисциплинарных мер в отношении адвоката.
Дисциплинарное производство в отношении адвокатов может возбуждаться только решением соответствующей квалификационной комиссии либо Высшей квалификационной комиссии.
Следует отметить, что прекращение действия адвокатской лицензии в первой половине этого года сократилось в 2,3 раза (13) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Свидания адвокатов со своими подзащитными обеспечиваются своевременно и беспрепятственно в специальных комнатах, не имеющих устройств аудио- и видеонаблюдения, а также без присутствия посторонних лиц.
Запросы адвокатов на получение справок, характеристик и иных документов или их копий, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи, из государственных и иных органов, а также предприятий, учреждений и других организаций должны исполняться в срок не более пятнадцати дней с момента получения запроса.
За несвоевременное представление, предоставление ложной или недостоверной информации по запросу адвоката виновные должностные лица привлекаются в установленном порядке к административной ответственности на основании прямого обращения адвоката в суд.
Впервые адвокатские и консультационные услуги разделены
на разные сферы, консультационные услуги можно оказывать без лицензии в коммерческой организационно-правовой форме.
В этой связи на рынок юридических услуг Узбекистана вошли такие международные юридические компании, как White and Case, Dentons и др., которые открыли свои офисы в Ташкенте.
В целом, намерение Узбекистана выдвигать свою кандидатуру в члены Совета ООН по правам человека на 2021-2023 годы еще раз подтверждает серьезность и необратимость начатых реформ в области безусловного обеспечения соблюдения прав и основных свобод человека.