Академик Акмал Саидов о многоплановом сотрудничестве Узбекистана с Евросоюзом
ТАШКЕНТ, 27 октября. /ИА «Дунё»/. Сотрудничество со странами Европы и Европейским союзом (ЕС) является одним из приоритетов новой проактивной внешней политики Узбекистана, пишет в переданной ИА «Дунё» накануне узбекско-европейских встреч на высшем уровне статье сопредседатель с узбекской стороны Комитета парламентского сотрудничества «Узбекистан – ЕС», первый заместитель спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, академик Академии наук Узбекистана Акмал Саидов. Полный текст статьи публикуется ниже.
УЗБЕКИСТАН – ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ПО ПУТИ РАСШИРЕНИЯ И УГЛУБЛЕНИЯ ПАРТНЕРСТВА И СОТРУДНИЧЕСТВА
Сотрудничество со странами Европы и Европейским Союзом (ЕС) является одним из приоритетов новой проактивной внешней политики Узбекистана.
Благодаря политике Президента Ш.М.Мирзиёева по строительству Нового Узбекистана – государства, главной целью которого является обеспечение свободной, благоустроенной и благополучной жизни нашего многонационального народа, развивающегося в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опирающегося на принципы дружбы и сотрудничества с международным сообществом, отношения как с ЕС, так и с отдельными странами Европы вышли на качественно новый уровень динамичного развития.
Правовые основы сотрудничества Узбекистан – ЕС
Начало отношениям Республики Узбекистан с Европейским союзом было положено подписанием 15 апреля 1992 года Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Узбекистан и Комиссией Европейских сообществ. С тех пор Узбекистан и Европейский союз достигли значительного прогресса в развитии правовых основ и расширили сферы сотрудничества.
В ноябре 1994 года между сторонами были установлены дипломатические отношения, в июне 1996 года во Флоренции на уровне глав государств было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и Узбекистана.
6 июля 2022 года в Брюсселе парафировано новое Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС) между Узбекистаном и ЕС, свидетельствующее о твердой решимости сторон к поднятию двустороннего взаимодействия на качественно новый и более высокий уровень.
Так, если в рамках СПС в основном содержатся положения о политическом диалоге, сотрудничестве в сферах демократии, прав человека, продвижения культурных связей, финансово-технического сотрудничества, инвестиций, торговли товарами и услугами, а также защиты интеллектуальной собственности, то СРПС охватывает более широкий спектр вопросов.
Во-первых, СРПС включает положения, связанные с торговлей и сопутствующими вопросами, включая таможенное администрирование, техническое регулирование, санитарные и фитосанитарные меры, конкуренцию, урегулирование споров. Значительно расширяет спектр взаимодействия в сферах инвестиционного сотрудничества, торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственности за счет включения основополагающих правил Всемирной торговой организации.
Во-вторых, СРПС включает в себя такие новые сферы, как человеческое измерение, демократические реформы, права человека, религиозные свободы, детский и принудительный труд, вопросы внешней политики, безопасности, предотвращения конфликтов и управления кризисами, защиты персональных данных, предоставления убежища и управления границами, борьбы с нелегальной миграцией, организованной преступностью и коррупцией, противодействия терроризму.
В-третьих, данное Соглашение больше не является рамочным, а создает полноценный механизм всестороннего взаимодействия между Узбекистаном и ЕС.
В-четвертых, парафирование Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве, принятие обновлённой Стратегии ЕС по Центральной Азии, предоставление Узбекистану статуса бенефициара системы «GSP+» способствуют поднятию на качественно новый уровень многогранный и динамичный характер отношений Узбекистан – ЕС.
Таким образом, расширение узбекско-европейских многоплановых отношений и регионального взаимодействия, развитие конструктивного политического диалога, продвижение программ и проектов взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной и финансово-технической сферах, а также в области экологии, образования, туризма и других сферах опирается также на многочисленные двусторонние межгосударственные, межправительственные и межведомственные договора Узбекистана и государств-членов ЕС, международные документы, а также принятые в рамках ООН и ОБСЕ многосторонние документы.
Узбекистан – ЕС: институциональные основы взаимодействия
Реализации принятых сторонами обязательств в рамках этих международных договоров способствует деятельность действующих сегодня шести совместных органов ЕС – Узбекистан:
• Совет сотрудничества ЕС – Узбекистан;
• Комитет парламентского сотрудничества;
• Комитет сотрудничества ЕС – Узбекистан;
• Подкомитет по экономике, торговле и инвестициям;
• Подкомитет по правосудию, внутренним делам, правам человека и смежным вопросам;
• Подкомитет по развитию сотрудничества.
В углублении и расширении сотрудничества Узбекистана и ЕС ключевое значение имеет постоянные контакты Президента Узбекистана с руководством ЕС, главами государств и правительств Европы.
Так, за последние годы состоялись плодотворные официальные визиты Президента Республики Узбекистан во Францию, Германию и Венгрию. По результатам этих визитов достигнуты договоренности в политической, торгово-экономической, инвестиционной, культурно-гуманитарной и других сферах. Успешно прошел ответный визит в Узбекистан Президента Германии Франк-Вальтера Штайнмайера.
В 2019-2022 годах Узбекистан посетили:
• Председатель Европейского совета Дональд Туск;
• Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, Вице-президент Комиссии Европейского союза Жозеп Боррел;
• Специальный представитель ЕС по Центральной Азии Тери Хакала;
• Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности Федерико Могерини;
• Вице-президент Европейской комиссии Маргаритис Схинас и другие высокопоставленные лица ЕС.
ЕС поддержал инициативы Узбекистана, направленные на установление более тесных связей между государствами Центральной Азии, Афганистаном и их соседями, как ключевого фактора мира, устойчивости и процветания, укрепление региональной взаимосвязанности между Центральной Азией и Южной Азией и ряд других. В частности, европейская сторона поддерживает усилия Узбекистана по решению проблемы Аральского моря, предоставила значительный финансовый вклад (5,2 миллиона евро) в Многопартнерский трастовый фонд ООН по человеческой безопасности для региона Приаралья. Все это отражает неизменный интерес ЕС к дальнейшему развитию позитивных отношений с Узбекистаном и поддержанию плодотворного и открытого диалога во всех сферах сотрудничества.
20 апреля 2021 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев провел телефонный разговор с Президентом Европейского совета Шарлем Мишелем. В ходе беседы был особо подчеркнут достигнутый прогресс в диалоге по вопросам человеческого измерения и развития институтов гражданского общества, науки, культуры и образования. Президент Европейского совета высоко оценил и полностью поддержал предпринимаемые в Узбекистане беспрецедентные решительные меры по противодействию распространению коронавирусной инфекции и минимизации ее негативного воздействия на проводимые реформы по социально-экономическому развитию страны.
В своем поздравительном письме по случаю тридцатилетия независимости Узбекистана Президент Европейского совета Шарль Мишель подчеркнул, что «Узбекистан взял на себя ведущую роль в продвижении стабильности и мирного сотрудничества в регионе. Взаимодействие в преодолении глобальных и региональных вызовов является одним из приоритетов, весьма актуальным в свете развития последних событий в Афганистане».
ЕС приветствовал итоги президентских выборов 2021 года, в которых впервые в качестве международных наблюдателей приняла участие делегация Европейского парламента. Эти выборы предоставили избирателям Узбекистана возможность продемонстрировать свою поддержку продолжению важной широкомасштабной программы реформ, отмечено в заявлении европейской стороны.
За последний годы проведены ряд заседаний Комитета парламентского сотрудничества Совета сотрудничества «Республика Узбекистан – Европейский союз», Подкомитета «Узбекистан — ЕС» по вопросам сотрудничества в сфере развития, Подкомитета Соглашения о партнерстве и сотрудничестве по вопросам правосудия и внутренних дел, прав человека и смежным вопросам.
Эти ежегодные встречи охватывают широкий круг тем, включая вопросы, связанные с правами человека и демократией, борьбой с терроризмом, миграцию и управление границами, политику в отношении наркотиков и борьбу с коррупцией. ЕС и Узбекистан активизируют диалог и сотрудничество по широкому кругу направлений деятельности, отражая Стратегию ЕС по Центральной Азии и масштабную программу реформ Узбекистана. В ходе встреч ЕС приветствовал усилия и достигнутый прогресс Узбекистана в искоренении детского и принудительного труда, что признано в последнем отчете Международной организации труда о мониторинге третьей стороной. В соответствии с новым членством Узбекистана в Совете ООН по правам человека ЕС приветствовал открытость страны для визитов спецдокладчиков ООН и призвал страну продолжать укреплять участие в договорных органах и специальных процедурах ООН.
ЕС взаимодействует с Правительством Узбекистана посредством визитов членов Европейского парламента, Специального представителя ЕС по Центральной Азии, представителей европейских финансовых институтов и должностных лиц Европейской службы внешних связей и Европейской Комиссии. Помимо этого, реализуются конкретные меры по поддержке реформ в Узбекистане, например, взаимодействие по реализации Меморандума о взаимопонимании касательно сотрудничества в сфере энергетики между Узбекистаном и ЕС.
В целом Узбекистаном было проведено более 60 политических консультаций с европейскими странами. Только за десять месяцев 2022 год было проведено 15 политических консультаций с министерствами иностранных дел Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Италии, Испании, Латвии, Литвы, Норвегии, Сербии, Финляндии, Франции и Швеции.
В рамках регионального и двустороннего сотрудничества Узбекистан и ЕС реализуют совместные проекты в сферах социально-экономического развития, образования, верховенства закона, управления границами, борьбы с наркотиками и организованной преступностью, транспорта, защиты окружающей среды, сельского хозяйства и других.
Узбекистан – ЕС: парламентское измерение
сотрудничества
Комитет парламентского сотрудничества «Узбекистан – Европейский союз», созданный в 1999 году в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Узбекистан и ЕС, служит дальнейшему укреплению связей между Узбекистаном и ЕС путем обеспечения высокого уровня диалога между политическими и деловыми кругами, а также представителями институтов гражданского общества.
Деятельность Комитета направлена на укрепление двустороннего сотрудничества в области культуры, образования, науки, а также отношений между гражданами Узбекистана и ЕС через широкий спектр конструктивных встреч и парламентской дипломатии, информирование парламентариев о проводимых в странах партнерства важнейших социально-экономических и общественно-политических мероприятиях.
В ходе 15-го заседания комитета, состоявшегося 31 января 2022 г. в Брюсселе, делегацию ЕС возглавила заместитель председателя делегации Европарламента по связям со странами Центральной Азии и Монголией Атидже Алиева-Вели.
Европейской стороне была предоставлена информация об основных положениях Стратегии развития нового Узбекистана. Европарламентарии полностью разделили видение узбекской стороны по практической реализации данного программного документа.
В ходе заседания обсуждались текущее состояние и перспективы развития отношений между Олий Мажлисом и Европейским парламентом. Стороны рассмотрели вопросы взаимодействия в условиях пандемии с акцентом на достигнутом прогрессе в осуществлении системных реформ в Узбекистане, улучшении инвестиционного климата в нашей стране, взаимном доступе на рынки и техническом сотрудничестве в данном направлении, расширении взаимодействия в области образования, здравоохранения, транспорта, энергетики и реализации инфраструктурных проектов, защиты окружающей среды, управления водными ресурсами, развития сельских районов и экологически устойчивого сельского хозяйства.
Особое внимание уделено вопросам укрепления экономических связей, в том числе устранения торговых барьеров, развития межрегиональной взаимосвязанности, поддержки возобновляемой энергетики, оказания финансово-технического содействия, поощрения туристских и образовательных обменов.
В весьма позитивном ключе отмечено динамичное развитие двусторонних отношений практически по всем направлениям, представляющим взаимный интерес. Стороны поддерживают активные контакты на всех уровнях, в том числе на высшем.
В связи с прошедшими выборами в Европарламент и Олий Мажлис Республики Узбекистан в 2019 году, а также из-за пандемии коронавируса не удалось своевременно провести очередное заседание Комитета парламентского сотрудничества «Узбекистан – ЕС», стороны сошлись во мнении о необходимости принятия мер для интенсификации межпарламентских связей.
Европейская сторона приветствовала осуществляемые в Узбекистане реформы в сферах юстиции, внутренних дел, прав человека, верховенства закона и социальной политики. В октябре 2021 года Европарламент впервые в истории направил свою делегацию для наблюдения за президентскими выборами в Узбекистане.
Участники заседания также обменялись мнениями по некоторым аспектам обеспечения международной и региональной безопасности, в том числе ситуации в Афганистане и оказания гуманитарной помощи афганскому народу.
В ходе визита делегация Республики Узбекистан провела встречу с вице-президентом Европейского парламента Хайди Хауталой. Обсуждены актуальные вопросы двустороннего межпарламентского сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес. Отмечена важность активизации взаимодействия посредством интенсификации политического диалога, развития межпарламентских контактов, ускорения переговорного процесса по СРПС между Узбекистаном и Евросоюзом, а также расширения межрегиональных связей.
Хайди Хаутала отметила, что Европа и Центральная Азия переживают непростой период, связанный с ситуацией в Афганистане, растущей угрозой международного религиозного фанатизма и терроризма, а также финансовой нестабильности. На этом фоне Узбекистан является одной из немногих стран, способных продемонстрировать свою устойчивость к данным вызовам. С ее слов, Евросоюз заинтересован в наращивании торгово-экономических связей, активизации сотрудничества в борьбе с такими угрозами, как изменение климата, а также расширении человеческих контактов: «Сегодняшняя повестка дня отражает масштабы нашего сотрудничества, которое необходимо укреплять. Вместе с тем она отражает тот объем работы, который нам предстоит проделать».
По итогам переговоров сторонами достигнута договоренность о проведении очередного заседания в следующем году в Ташкенте.
Развитию межпарламентского сотрудничества способствует также деятельность учрежденной в апреле 2021 года в Европарламенте группы дружбы «ЕС – Узбекистан», которая вносит существенный вклад в укрепление двусторонних парламентских связей.
В ходе встречи с председателем группы дружбы «ЕС – Узбекистан», депутатом Европарламента Ричардом Чарнецким были обсуждены вопросы развития парламентской дипломатии.
До европейской стороны доведены суть и значение о представленной Президентом Шавкатом Мирзиёевым Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Евродепутат проявил большой интерес к данному документу и положительно отметил осуществляемые в последние годы в Узбекистане меры по усилению парламентских институтов и обеспечению верховенства закона.
В ходе встречи обсуждены актуальные вопросы двустороннего межпарламентского сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес. Рышард Чарнецкий рассказал о деятельности Группы дружбы «ЕС – Узбекистан», направленной на укрепление двусторонних межпарламентских связей. Он выразил готовность оказывать всяческое содействие в продвижении интересов нашей страны среди европейских законодателей.
По итогам встречи достигнуты договоренности о проведении первого совместного заседания группы дружбы «ЕС – Узбекистан», а также парламентского форума по обсуждению вопросов ратификации СРПС между Узбекистаном и ЕС.
Сегодня укреплению сотрудничества со странами Европы и ЕС, достижению внешнеполитических задач Узбекистана, используя механизмы парламентской дипломатии для продвижения национальных интересов страны на международной арене, способствует деятельность созданных в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан такие группы дружбы, как «Узбекистан – Франция», «Узбекистан – Бельгия», «Узбекистан – Германия», «Узбекистан – Италия», «Узбекистан – Швеция» и другие. Межпарламентское сотрудничество Узбекистана служит постоянной площадкой для развития отношений с законодательными органами зарубежных стран и, в свою очередь, становятся эффективным механизмом для открытого, конструктивного диалога с ними. За последние годы в Законодательной палате проведены встречи с делегациями таких европейских стран, как Германия, Италия, Швеция, Франция и др.
При этом особое внимание уделялось таким вопросам устойчивого развития, как укрепление человеческого капитала, развитие сферы образования (расширение программ и проектов ЕС - «Tempus», «Erasmus Mundus» и др., поддержка молодых преподавателей и ученых Узбекистана), защита окружающей среды, обеспечение «зеленого» прогресса, улучшение экологии, продвижение бизнеса, инвестиций и инноваций, а также культурного обмена и других.
В качестве приоритетов для дальнейшего развития партнерства были определены, в частности:
• создание в Узбекистане филиалов ведущих вузов стран-членов ЕС, что позволит развивать межвузовский обмен, активизирует получение содействия европейских стран в совершенствовании системы высшего образования в стране;
• развитие активного партнерства в области науки со странами-членами ЕС. Партнерство Узбекистана с ЕС важно для дальнейшего реформирования и укрепления стабильности в стране;
• всемерное раскрытие потенциала узбекско-европейского сотрудничества в области транспорта и транзитных перевозок, наполнение практическим содержанием Стратегии ЕС по взаимосвязанности Европы и Азии, совместное продвижение региональных проектов и программ, призванных усилить роль Центральной Азии в качестве связующего моста между Европой, Азией и Ближним Востоком.
В данном контексте признана важной реализация инициативы Президента Узбекистана, выдвинутой на 75-й сессии Генассамблеи ООН, об учреждении Регионального центра по развитию транспортно-коммуникационной взаимосвязанности. Ее реализация повысит эффективность транспортно-транзитного взаимодействия в Центральной Азии, которая, располагая богатым человеческим и ресурсным потенциалом, может удовлетворить спрос на альтернативные цепочки производства и поставки конкурентоспособных товаров на мировые рынки.
В качестве еще одного направления сотрудничества указано развитие взаимодействия в области смягчения последствий изменения климата и охраны окружающей среды. Изменение климата является самым серьезным вызовом для человечества, порождает проблемы дефицита воды, продовольствия и деградации земель, подрывает естественные основы жизнедеятельности человека.
В этой связи по инициативе Президента Узбекистана принятие Специальной резолюции Генассамблеи ООН об объявлении Приаралья зоной экологических инноваций и технологий является своевременной. Данный документ служить основой для объединения общих усилий Центральной Азии и ЕС в привлечении инвестиций в разработку и внедрение принципов «зеленой» экономики для смягчения негативных последствий Аральской катастрофы с учетом того, что программа ЕС «Зеленая Центральная Азия», которая является составной частью новой стратегии ЕС в отношении стран ЦА, позволит обеспечить практическую реализацию идеи узбекского лидера по превращению Приаралья в место процветания и устойчивого развития.
Экономическое измерение партнерства Узбекистана и ЕС: торговля, финансы и инвестиции
Следует особо отметить, что отправной точкой расширения партнерства Узбекистан и ЕС стало признание сторонами в 2019 году неудовлетворительными объемов торговли и, следовательно, обозначение ими намерений по приложению всех усилий для их увеличения.
Для этих целей Узбекистан и ЕС применили несколько инструментов, стимулирующих торгово-экономические отношения:
во-первых, стороны ведут постоянный и открытый диалог с целью развития двусторонних торгово-экономических отношений в рамках существующих институциональных механизмов, предусмотренных положениями СПС. Например, ежегодно представители соответствующих министерств, ведомств и госкомпаний Узбекистана встречаются в Ташкенте или Брюсселе со своими коллегами из Европейской Комиссии в совместном Подкомитете по вопросам торговли, инвестиций, энергетики и транспорта. Они обсуждают деловые возможности и устранение барьеров для двусторонней торговли и инвестиций;
во-вторых, ЕС стимулирует экспорт готовой продукции из Узбекистана, имеющей стратегический характер для страны, путем устранения барьеров для облегчения ее доступа на европейские рынки. В частности, Европейский Парламент одобрил так называемый «текстильный протокол» к СПС. Данный документ позволяет снизить таможенные пошлины на ввозимый в ЕС узбекский хлопок и текстильную продукцию, облегчив местным производителям торговлю данными товарами на территории государств Евросоюза;
в-третьих, важным инструментом, стимулирующим рост обмена товарами между Узбекистаном и ЕС, являются проекты, осуществляемые в стране при финансовом содействии Евросоюза. Узбекистан ежегодно получает от ЕС финансовую помощь, исчисляющуюся миллионами евро. Такая помощь направлена в первую очередь на содействие экономическому развитию.
В апреле 2021 года Узбекистан получил односторонние торговые преференции по Всеобщей схеме преференций (GSP+) ЕС. Это – важная веха в отношениях между ЕС и Узбекистаном, которая позволит еще больше углубить как экономический диалог между сторонами, так и торговые обмены. В рамках GSP+ количество товарных позиций, которые узбекские производители смогут беспошлинно экспортировать в страны ЕС, выросло до 6 200. Это вдвое больше, чем было до этого. По оценкам экспертов, при режиме преференциальной торговли GSP+ ожидаемый объем экспорта только текстильной продукции на первоначальном этапе будет составлять 300 миллионов долларов с последующим его увеличением до 1,2 миллиарда долларов к 2025 году.
Решение Европейского союза о предоставлении Узбекистану статуса страны-бенефициара GSP+ было принято с учетом ощутимых результатов масштабных реформ и преобразований, проводимых под руководством и по инициативе Президента Шавката Мирзиёева, которые направлены на формирование демократического правового государства с сильными институтами гражданского общества. Правительство Узбекистана инициировало множество масштабных реформ, в частности для улучшения делового климата, судебной системы, условий труда, а также административной подотчетности и эффективности.
Как член системы GSP+ Узбекистан получил дополнительные экономические выгоды по сравнению со стандартным GSP за счет полной отмены тарифов на две трети продуктовых линеек, охватываемых GSP, что в свою очередь может способствовать росту экспорта и привлечению дополнительных инвестиций в страну. Обязательства GSP+ в области устойчивого развития еще больше укрепляют позицию Узбекистана как надежного и дальновидного экономического партнера.
Уровень использования преференций в рамках GSP в Узбекистане в настоящее время составляет 87 процентов. Сегментами продукции, которые в наибольшей степени пользуются сокращенными льготами, являются текстиль и одежда, изделия из пластика, а также фрукты, орехи и овощи. Это указывает на то, что структура экспорта Узбекистана уже более разнообразна по сравнению с соседями по Центральной Азии.
Схема GSP+ предлагает дополнительные возможности для увеличения торговли между ЕС и Узбекистаном, поскольку будут отменены тарифы на ряд важных экспортных товаров, таких как ткани, одежда и изделия из пластика. Несмотря на относительную близость к рынку ЕС, торговый потенциал еще не полностью использован, ЕС занимает лишь седьмое место в списке экспортных направлений Узбекистана.
Но GSP+ – это больше, чем торговый инструмент. Присоединяясь к схеме GSP+, страны с низким и низкосредним уровнем доходов обязуются эффективно выполнять 27 основных международных конвенций о правах человека и трудовых правах, защите окружающей среды и климата и надлежащем управлении. Регламент GSP предусматривает постоянный мониторинг обязательств получателей GSP+.
В результате принимаемых мер, только за 9 месяцев 2022 года объем взаимной торговли со странами ЕС вырос до 3,13 млрд. долларов США, что на 14,8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Причем объем экспорта узбекской продукции в страны ЕС увеличился на 70%.
Отметим, что по итогам 2020 года товарооборот Узбекистана с ЕС составлял более 2,4 млрд. евро, из них импорт – 2,2 млрд. евро, а экспорт – 200 млн. евро. Большую часть импорта составляет машинное и транспортное оборудование, а также химические вещества и фармацевтика. Экспорт представлен сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, текстилем, продуктами топливной, горнодобывающей промышленности, цветными металлами.
Узбекистан и ЕС совместно вырабатывают эффективные механизмы реализации инициатив по увеличению показателей взаимной торговли с доведением ее объема до 10 млрд долларов США в ближайшей перспективе.
В настоящий момент в Узбекистане функционируют 1052 предприятия с инвестициями из стран ЕС, в том числе 304 компании со стопроцентным европейским капиталом в различных отраслях экономики, включая автомобилестроение, фармацевтику, нефтегазовую, химическую, текстильную и другие сферы. В последние годы успешно реализованы крупные совместные инвестиционные проекты с такими всемирно известными европейскими компаниями, как «МАN», «Daimler», «Claas», «Lemken», «Rieter», «Nestle», «Airbus», «Talgo», «Maksam» и др.
Следуя приоритетам Еврокомиссии, ЕС предлагает следующие приоритетные области и секторы на 2021–2027 годы:
• эффективное управление и цифровая трансформация;
• инклюзивный, цифровой и «зеленый» рост;
• развитие умного экологически чистого агропродовольственного сектора.
Сотрудничество в рамках тематических программ также касается развития человеческого потенциала и социального развития, устойчивого управления природными ресурсами, обеспечения ядерной безопасности, миграции и предоставления убежища.
На Узбекистан также распространяется действие Инвестиционного фонда для Центральной Азии, учрежденного в 2010 году с целью дополнить содействие в целях развития, предоставляемое ЕС, кредитами европейских финансовых институтов для пяти стран Центральной Азии. ЕС реализует также ряд других региональных проектов, направленных на объединение усилий государств Центральной Азии в общее устойчивое и всеобъемлющее экономическое развитие путем стимулирования внутрирегиональной и международной торговли в регионе. Эти проекты способствуют активной интеграции Узбекистана в международную многостороннюю торговлю с целью расширения его экономического потенциала для открытой, прозрачной и равноправной торговли с соседними странами и экономиками других регионов.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) вновь возобновили взаимодействие с Узбекистаном – в октябре 2017 года было подписано новое рамочное соглашение между ЕИБ и Узбекистаном, в то время как ЕБРР вновь открыл свое представительство в Ташкенте в ноябре 2017 года и в сентябре 2018 года опубликовал новую стратегию по Узбекистану.
При этом приоритетными направлениями взаимодействия ЕБРР являются программы и проекты в сфере поддержки малого бизнеса и предпринимательства, банковско-финансовом секторе, по модернизации инфраструктуры, прежде всего в сельской местности, а также созданию современных производств в агропромышленном комплексе, химической и нефтехимической промышленности, металлургии, по выпуску электротехнической продукции.
В результате за последние годы отмечается беспрецедентно высокий уровень партнёрства между Узбекистаном и ЕБРР. Узбекистан второй год подряд лидирует в регионе по объемам капиталовложений этого ведущего финансового института. Если только за первые 2 года объемы новых инвестиций ЕБРР в Узбекистан достигли 1,1 млрд. долларов США, то сегодня портфель проектов банка в нашей стране достиг 3 миллиардов евро с увеличением доли инвестиций в частный сектор до 50%.
Эти средства имеют важное значение в продвижении программы социально-экономических реформ в нашей стране, развитии таких приоритетных отраслей, как энергетика, тепло и водоснабжение, коммуникации, дорожное и жилищное строительство.
В частности, в апреле 2021 года Узбекистан и ЕБРР подписали Меморандум о взаимопонимании по долгосрочному сотрудничеству в целях достижения углеродной нейтральности энергосектора Узбекистана к 2050 году. Согласно подписанному документу, ЕБРР окажет техническое содействие и помощь с финансированием проектов, связанных с возобновляемыми источниками энергии, модернизацией электросетей, выводом из эксплуатации старых неэффективных теплоэлектроцентралей, а также с перепрофилированием парка газовой генерации.
В ходе визита делегации ЕБРР в Узбекистан в октябре 2021 года состоялось подписание документа о выделении первого в истории страны корпоративного кредита без государственной гарантии для реализации энергетического проекта. Финансирование будет выделено для реализации инвестиционного проекта по строительству высоковольтной линии электропередачи 500 кВ Сарымай-Жанкельды. Данная ЛЭП будет непосредственно обеспечивать выдачу мощности будущих ветряных электростанций в двух регионах страны: ВЭС «БАШ» 500 МВт (Бухарская область) и ВЭС «Джанкельды» 500 МВт (Навоийская область).
Кроме того, подписан Меморандум о взаимопонимании между Агентством по развитию предпринимательства при Министерстве экономического развития и сокращения бедности и ЕБРР.
В целях налаживания более крепких партнерских связей с финансовыми институтами стран Центральной и Западной Европы организованы переговоры с представителями около 15 международных финансовых организаций и крупных банковских институтов, таких как «Raiffeisen Bank», «OeKB» (Австрия), «Intesa Sanpaolo» (Италия), «Societe Generale», «Natixis» (Франция), «Standard Chartered Bank» (Великобритания) и др.
В Узбекистане проводится активная работа по вступлению во Всемирную торговую организацию. Европейские партнеры оказывают поддержку в этом процессе путем предоставления технического содействия. Прорабатывается проведение отдельных двусторонних переговоров между Узбекистаном и Евросоюзом по доступу на рынок товаров и услуг.
Углубление взаимодействия Узбекистан – ЕС: измерение прав и свобод человека
Вошла в практику организация ежегодного диалога ЕС и Узбекистан по правам человека, который проводится параллельно с заседанием Подкомитета по вопросам правосудия и внутренних дел, прав человека и смежным вопросам.
На Диалоге по правам человека обсуждается широкий круг вопросов, связанных с правами человека: пенитенциарная система, предотвращение пыток и жестокого обращения, трудовые права, гражданское общество, свобода объединений и мирных собраний, права женщин, права детей и другие права, дискриминация, свобода выражения мнений и свобода религии или убеждений.
Подкомитет по вопросам правосудия и внутренних дел – это возможность обсудить верховенство закона, надлежащее управление и реформу судебной системы, сотрудничество судебных органов, борьбу с отмыванием денег и коррупцией, миграцию, убежище и управление границами, борьбу с терроризмом и предотвращение насильственного экстремизма.
В обсуждаемом в настоящее время СРПС будет сделан еще больший упор на демократию, верховенство закона, права человека и основные свободы, чтобы поддержать Узбекистан в его процессах реформ и модернизации.
Динамично развивается сотрудничество с Европейской комиссией за демократию через право (Венецианской комиссией) Совета Европы, которая сегодня активно взаимодействует как с государственными, так и негосударственными организациями Узбекистана.
Впервые Венецианская комиссия, совместно с БДИПЧ ОБСЕ дала заключения по проектам:
• Избирательного кодекса Узбекистана, которое было основано на анализе международных документов в этой сфере, Рекомендаций Венецианской комиссии по выборам, Руководящих принципов правового регулирования деятельности политических партий;
• закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях».
Венецианская комиссия активно сотрудничает с соответствующими министерствами и ведомствами Узбекистана в рамках реализации проекта «Содействие эффективному функционированию государственных институтов и органов государственного управления в Центральной Азии» Программы СЕ по верховенству права в Центральной Азии.
В частности, в мае 2022 года при содействии Венецианской Комиссии была организована региональная конференция «Модернизация государственного управления в Центральной Азии и соблюдение принципов верховенства права». Конференция была направлена на инициирование регионального диалога между государственными служащими стран региона по конституционно-правовым аспектам процессов реформирования государственного управления, практическим средствам предоставления качественных государственных услуг гражданам, а также профессиональному развитию и управлению эффективностью государственных служащих.
Европейский союз и конституционная реформа
Еще одним важнейшим вектором развития сотрудничества Узбекистана и ЕС стало экспертное содействие европейских стран и ЕС в осуществлении проводимых в Узбекистане конституционных реформ.
Так, при их содействии в декабре 2021 г. – октябре 2022 г. проведены свыше 40 международных форумов, общественных заслушиваний в Узбекистане и за рубежом (в Великобритании, Польше, Швейцарии, Бельгии, Германии, Франции и др.), организованных с участием свыше 50 международных организаций и структур (ООН и структуры семейства ООН, ЕС, ОБСЕ и др.) и посвященных различным аспектам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистана, а также проведения конституционных реформ.
В ходе форумов рассмотрены, в частности, вопросы:
во-первых, возвышения на деле чести и достоинства, жизни человека, защиты прав, свобод и законных его интересов в качестве конституционного долга и приоритетной задачи органов государственной власти;
во-вторых, закрепления в Конституции идеи «Узбекистан – социальное государство», создающее достойные условия жизни для всех, реализующий принцип «никто не остается без внимания, один на один со своими проблемами», а также обеспечения населения жильем, укрепления экономических и духовных основ семьи, создания всех условий для обеспечения интересов и полноценного развития детей, поддержки лиц с инвалидностью, охраны здоровья человека и окружающей среды;
в-третьих, формирования справедливого гражданского общества, укрепления его институтов, развития институтов социального партнерства и общественного контроля;
в-четвертых, совершенствования государственного управления, укрепления народовластия, развития парламентаризма и т.д.
В их работе участвовали более 500 парламентариев, международных и зарубежных экспертов, конституционалистов, юристов, политологов и политических деятелей, которые дали свои предложения и рекомендации по проекту Конституционного закона Республики Узбекистан «О введении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан».
В частности, председатель Группы дружбы «ЕС-Узбекистан» в Европарламенте Ричард Чарнецкий (Польша) назвал вносимые изменения в Конституцию Узбекистана эпохальным событием, которые основаны на воле народа и направлены на создание защиту прав человека. Их главной целью является создание правового демократического государства и справедливого гражданского общества, где гарантируются основные права и свободы каждого гражданина.
Директор Фонда стратегических и международных исследований Мигель Альварес де Эулате (Испания) выразил уверенность, что обновленная Конституция создаст прочную правовую основу и надежную гарантию долгосрочных стратегий устойчивого развития Узбекистана и благополучной жизни граждан страны, продвижения гражданского общества и создания предпосылок для его развития.
Евродепутат от Франции, член Комитета по иностранным делам и Делегации Европарламента по связям со странами Центральной Азии и Монголией Тьерри Мариани подчеркнул, что в течение 20 лет наблюдает за ходом реформ в Узбекистане, «неоднократно посещал вашу страну. Демократические реформы, осуществляемые в течение последних 5 лет, подлежат особенно высокой оценке. Сегодня главной задачей на пути демократизации общества является совершенствование Конституции для дальнейшего продвижения демократических реформ, успешного политического, социально-экономического и культурного развития страны. Все это направлено на строительство Нового Узбекистана».
По словам советника Постоянного представительства Германии при ООН Маркуса Колла, «применяемый Узбекистаном подход к обновлению Конституции является хорошим примером обеспечения инклюзивного и всеобъемлющего характера реформ и эффективного решения вызовов, стоящих перед государством. При этом важно, что в разработке Конституции участвуют широкие слои населения, что позволяет реализовать главный принцип конституционной реформы - чтобы «народ был единственным автором всех изменений к Основному закону». Надеемся, что конституционные реформы будут способствовать также дальнейшему углублению сотрудничества и в рамках обновлённой стратегии ЕС по Центральной Азии».
Постоянный представитель Словении при ООН, Посол Бостян Маловр высоко оценил проделанную в Узбекистане огромную работу по обновлению Конституции. Он приветствовал тот факт, что «предлагаемые изменения к Основному закону затрагивают все сферы жизни, в том числе основные приоритеты Целей устойчивого развития ООН».
Вице-председатель Комитета по международной торговле Европарламента Иулиу Винклер (Румыния) отметил, что «предложения, которые лежат в основе конституционной реформы, будут служить основой для дальнейшего прогресса Узбекистана и повышения благосостояния его граждан. Мы приветствуем усилия Узбекистана по гарантированию инклюзивности конституционной реформы и её нацеленности на обеспечение интересов каждого гражданина независимо от этнической, конфессиональной принадлежности, возраста, социального статуса и физического состояния». Он выразил поддержку европейской стороны в осуществлении «конституционной реформы в Узбекистане, которая является логическим продолжением начатых преобразований».
В целом, в ходе форумов позитивно оценено то, что во всенародном обсуждении проекта Конституционного закона в общей сложности поступило более 150 000 предложений через кол-центр, во время приема граждан, через платформу «Meningkonstitutsiyam.uz», а также путем традиционных способов обращения граждан и коллективов. Это в 25 раз больше, чем общенациональное обсуждение в 1992 году. Из этих предложений 56 процентов были выдвинуты мужчинами, 40 процентов – женщинами, 4 процента – анонимно. Предложения, присланные соотечественниками за рубежом, также были приняты во внимание и после подробного обсуждения с участием научного сообщества были представлены в Конституционную комиссию.
Участники мероприятий отметили, что анализ мнений, инициатив и предложений, высказанных гражданами на многочисленных встречах, организованных на местах, также показывает, что наш народ не равнодушен к изменениям в Новом Узбекистане, а становится активным и заинтересованным участником всех, в частности и конституционных реформ. Ибо, обновленная Конституция – представляет собой прочную основу для реализации мечты народа о строительстве социального и справедливого Нового Узбекистана, укреплении фундамента Третьего Ренессанса.
Узбекистан – ЕС: перспективы дальнейшего взаимодействия
Узбекистан рассматривает Евросоюз как одного из ключевых международных партнеров, вносящих большой вклад в продвижение универсальных ценностей демократии, верховенства закона, защиты прав человека, сохранение мира, стабильности и устойчивого развития.
В этой связи можно условно указать на четыре перспективы взаимодействия Узбекистан – ЕС на ближайшее будущее.
Первая перспектива. Подписание Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Узбекистаном и Евросоюзом в ходе предстоящего визита на высшем уровне, несомненно, выведет двусторонние отношения на качественно новый, более высокий уровень.
Вторая перспектива. По инициативе Президента Ш.Мирзиёева намечено проведение в ноябре 2022 в Самарканде министерской встречи «ЕС – Центральная Азия» и Международной конференции по взаимосвязанности: «Глобальные ворота» для устойчивого развития». Данная инициатива будет способствовать продвижению совместных проектов в сфере торговли, инвестиций, транспорта, энергетики, цифровизации и других перспективных областях.
Третья перспектива. В целях выработки совместных действенных мер по развитию туризма после пандемии планируется проведение в Узбекистане форума «ЕС – Центральная Азия» по туризму.
Четвертая перспектива. Мы придаем особое значение дальнейшему наращиванию взаимовыгодного сотрудничества с ЕС по всем направлениям, представляющим обоюдный интерес.
В настоящее время Узбекистан переживает жизненно важный этап своего развития, начата реализация масштабной и амбициозной Стратегии развития нового Узбекистана. В процессе модернизации страны и предпринимаемых мер по обеспечению прав человека и верховенства закона создается новый демократический облик свободного и процветающего государства.
Акмал САИДОВ,
сопредседатель с узбекской стороны Комитета парламентского сотрудничества «Узбекистан – ЕС»