«Зеленое» развитие Нового Узбекистана и борьба с климатическими изменениями
Узбекистан, как страна с уникальными природными ресурсами и богатым культурным наследием, все больше осознает необходимость активных действий в борьбе с климатическими изменениями. Страна принимает ряд мер и инициатив, направленных на достижение устойчивого и зеленого развития, что играет ключевую роль в глобальных усилиях по смягчению последствий изменения климата.
Цели и задачи «Стратегии Узбекистан-2030» в области зеленого развития
В сентябре 2023 года в стране была принята Стратегия «Узбекистан — 2030», которая отражает 5 основных идей. Одна из них посвящена созданию благоприятных экологических условий для населения.
Среди приоритетных целей Стратегии в сфере экологии:
– Расширение общенационального проекта «Яшил Макон» («Зеленое пространство») за счет ежегодной посадки 200 млн саженцев деревьев и доведения уровня озеленения республики до 30 процентов;
– Расширение площади лесов с помощью создания 26 200 гектаров защитных лесных насаждений, плантаций лесного фонда на горных и предгорных территориях и доведения в стране площадей с лесными насаждениями до 6,1 миллиона гектаров, а также увеличение заготовки семян деревьев и кустарников на 840 тонн;
– Стабилизация экологической обстановки в регионе Приаралья посредством создания на дне Аральского моря 600 тысяч гектаров зеленых площадей, тем самым доведя их до 2,6 миллиона гектаров во всем регионе (80% от территории);
– Предотвращение негативного воздействия изменения климата за счет доведения уровня раннего предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях до 100 процентов, рекультивации 6 075 гектаров земельных площадей, деградированных в результате добычи полезных ископаемых, а также создания высокоурожайных сортов сельхозкультур, плодов и винограда, стойких к маловодью и засухе;
– Обеспечение устойчивого сохранения биоразнообразия посредством ежегодного проведения биоботанической проверки растений естественных пастбищ и сенокосов на 2 миллионах гектаров, а также усиление контроля за незаконным использованием объектов животного и растительного мира, повышение экологической культуры и уровня осведомленности населения о биоразнообразии;
– Улучшение качества услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов за счет доведения доли сжигаемых отходов до 35 процентов и сокращения полигонов бытовых отходов — не менее чем на 50 процентов;
– Полная модернизация загрязняющих технологий в хозяйствующих субъектах, относящихся к I и II категории воздействия на окружающую среду, строительство и реконструкция локальных дренажно-очистных сооружений на 249 промышленных предприятиях.
Развитие концептуальной и нормативной базы в этом направлении
Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан играет центральную роль в координации и осуществлении экологических проектов и программ. Важность строгого соблюдения установленных норм и правил подчеркивается на каждом этапе – от разработки законодательных актов до их практической реализации на местах.
За последний год правительством страны приняты более 10 указов и постановлений, направленных на улучшение экологического состояния в республике и охрану окружающей среды. Среди них Указы Президента «О мерах по обеспечению экологической устойчивости путем дальнейшего повышения уровня озеленения в республике и последовательной реализации общенационального проекта «Яшил макон», «О мерах по упорядочиванию добычи нерудных материалов в водоемах», «О мерах по совершенствованию системы обращения с отходами и снижению их негативного воздействия на экологическую ситуацию», «О государственной программе по реализации стратегии «Узбекистан-2030» в «Год поддержки молодежи и бизнеса», Постановления Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления деятельностью в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами», «О мерах по ускоренному развитию экологического туризма в Республике Узбекистан», Постановления Кабинета Министров «Об утверждении положения о порядке формирования и финансирования проектов «Мой сад», разработанного на основе общественного мнения», «Об утверждении правил рыболовства в естественных водоемах Республики Узбекистан» и другие.
Отдельно стоит отметить, что в редакцию новой Конституции Узбекистана в апреле 2023 года добавлены статьи 49 и 62, отражающие права и обязанности государства и граждан по отношению к окружающей среде.
Достигнутые успехи в зеленом развитии, в том числе в энергетике, экологии и др. и участие международных партнеров
Узбекистан сделал значительные шаги на пути к устойчивому развитию и зеленой экономике. Страна активно внедряет инновационные решения в энергетике, экологии и других сферах, направленные на охрану окружающей среды и эффективное использование природных ресурсов.
Одним из ключевых направлений зеленого развития Узбекистана является энергетика. Страна активно развивает возобновляемые источники энергии. Сегодня почти во всех регионах республики строятся современные солнечные и ветровые электростанции. В частности, в Бухаре, Джизаке, Кашкадарье, Навои, Самарканде и Сурхандарье запущены 9 крупных солнечных и ветровых электростанций общей мощностью 1,6 гигаватта. В Андижанской, Самаркандской, Сурхандарьинской и Ташкентской областях введены в эксплуатацию 6 крупных и малых ГЭС общей мощностью 183 мегаватта.
Также на объектах социальной сферы, предприятиях и в организациях, зданиях, принадлежащих предпринимателям, жилых домах установлены солнечные панели общей мощностью 457 мегаватт. На эти цели банками были выделены ресурсы почти на 2 триллиона сумов. В результате создана возможность производства дополнительно 5 миллиардов киловатт-часов экологически чистой электроэнергии и экономии 1,5 миллиарда кубометров газа.
В области экологии Узбекистан также добился существенных успехов. Стартовавший по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, общенациональный проект «Яшил Макон» («Зеленое пространство») предусматривает ежегодную посадку 200 млн саженцев деревьев по всей республике. Так, только в весеннем сезоне 2024 года было высажено 138,5 млн саженцев деревьев или 110% от плана. Из них 5,3 млн саженцев деревьев высажено на территории 1040 промышленных предприятий. Также на площади 215 тысяч гектаров в регионе Приаралья созданы «зеленые покровы». Кроме того, на территории здравоохранительных организаций, школьных и дошкольных учреждений посажено около 3,4 млн саженцев и черенков.
Еще одной актуальной задачей в соответствии со Стратегией, является экологический мониторинг, установка и модернизация пылегазоочистного оборудования и локальных водоочистных сооружений. Так, с начала 2024 года на 3320 источниках загрязнения 488 предприятий проведен экологический мониторинг. При этом, на 42 крупных предприятиях установлено пылегазоочистное оборудование и на 37 предприятиях построены и реконструированы локальные очистные сооружения. 11 296 (107 процентов) предприятиям, оказывающих воздействие на окружающую среду, были представлены заключения государственной экологической экспертизы.
В качестве меры против опустынивания, засухи, пыльно-песчаных бурь и повышения температуры, поэтапно проводятся работы по предотвращению негативного воздействия изменения климата. Так на площади 220 тыс. га лесного фонда заложены лесные насаждения и подготовлено к хозяйственной деятельности 771 тонн семян пустынных и других видов растений. В целях улучшения экологической обстановки (предотвращения опустынивания и миграции песков, водной и почвенной эрозии) на площади 140 га в пустынных, горных и предгорных районах созданы защитные лесные насаждения. Кроме того, на площади 2820 га заложены плантации лекарственных и питательных растений, заготовлено 663 тонны (110 процентов) лекарственного и питательного растительного сырья.
Кроме того, на портале открытых данных запущена система размещения данных мониторинга загрязнения окружающей среды 11 видов гидрометеорологии.
Также в Узбекистане проводятся последовательные и эффективные реформы в сфере управления отходами, повышения качества услуг, предоставляемых населению, борьбы с загрязнением окружающей среды. Так, по плану в 2024-2028 годах за счет привлечения инвестиций, в каждом регионе страны будут реализованы проекты по переработке отходов, альтернативной энергетике и производству органических удобрений. Также будут установлены показатели по ежегодному производству 2000 МВт альтернативной энергии из 2,8 млн тонн отходов, производству 1,1 млн тонн органических удобрений из 1,3 млн тонн отходов путем компостирования, вводу в эксплуатацию 14 мусороперерабатывающих заводов.
Одновременно с этим в стране идет активная работа по повышению экологической осведомленности населения. В образовательных учреждениях внедряются программы по экологическому воспитанию, организуются массовые акции и мероприятия, направленные на привлечение внимания к вопросам охраны окружающей среды. Важную роль в этом процессе играет участие молодежи, которая активно вовлекается в экологические инициативы и проекты.
Укрепление всестороннего сотрудничества и объединение стран ЦА в борьбе с изменением климата
Общеизвестный факт, что Центральная Азия является одним из более уязвимых регионов к последствиям изменения климата. Поэтому одной из стратегических задач правительства Узбекистана – является объединение со странами Центральноазиатского региона для более комплексного подхода к решению этого вопроса.
В этом направлении Узбекистан взаимодействует со странами ЦА на множестве платформ, среди которых Организация тюркских государств (ОТГ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), дипломатические саммиты «С5+1», ОБСЕ и множество других платформ.
Одним из основных проектов в рамках взаимодействия Центральноазиатских стран в борьбе с изменением климата – является проект «Зеленая Центральная Азия», реализуемый при поддержке Правительства Германии и GIZ. Впервые в рамках этого проекта была разработана программа Центральной Азии по адаптации к последствиям изменения климата, предусматриваящая конкретные меры в решении этой проблемы. Кроме того, сейчас планируется создание Секретариата для своевременной и правильной реализации этой программы.
Касательно представленности Центральноазиатского региона на глобальных мероприятиях, таких как Конференция ООН по изменению климата (КС), в рамках участия на КС28 Республика Узбекистан впервые приняла участие с национальными павильонами в Дубае (ОАЭ). Павильоны страны явились своеобразной визитной карточкой и привлекли всеобщее внимание.
Вместе с тем, Региональным экологическим центром Центральной Азии (РЭЦЦА) в сотрудничестве с правительствами стран ЦА при финансовой поддержке международных организации ООН был организован Региональный павильон по продвижению единого голоса стран Центральной Азии «5 стран - 1 регион - 1 голос».
В Павильоне ЦА Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан представили свои достижения, результаты, перспективы на единой площадке. За 21 год совместной работы страны Центральной Азии накопили огромный потенциал в сфере экологического законодательства, стратегического планирования и внедрения инновационных технологий, что однозначно является преимуществом региона.
Стоит отметить, в настоящее время министры природоохранных ведомств стран ЦА ведут переговоры о создании единой группы переговорщиков стран Центральной Азии для участия в совещаниях РКИК ООН, что послужит стратегически важным шагом для усиления представленности региона на международной арене.
Лола Рахманбаева, советник министра Экологии, охраны
окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан
по вопросам информационной политики – пресс-секретарь