Конституция и принципы правосудия в Новом Узбекистане
В Конституции Республики Узбекистан закреплено положение о приоритете прав и свобод человека, о том, что жизнь, свобода, честь и достоинство человека являются высшей ценностью, о правах граждан на судебную защиту, о принципах правосудия, о том, что суд является самостоятельной ветвью государственной власти, о независимости судов и подчинении их исключительно закону, презумпции невиновности, а также отражен ряд фундаментальных, общепризнанных и международно признанных норм международного права.
Обеспечение эффективной и последовательной деятельности органов судебной власти в нашей стране, обладание судьями высокой профессиональной квалификацией, глубокими знаниями, современным мировоззрением и высокими моральными качествами – важный фактор социально-политической стабильности. Здесь следует сказать, что правосудие – одно из важнейших направлений деятельности государства в защите прав и законных интересов граждан с помощью судебной защиты, как особой правовой формы их социальной защиты.
Судебная власть проявляется в рассмотрении судом гражданских, экономических, административных и уголовных дел, разрешении правовых споров. При этом суд может влиять на права и законные интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций; признавать виновным в совершении преступления, назначать наказание по уголовному делу; лишать или ограничивать лицо определенных прав, имущества, личных прав и свобод в судебном порядке; обеспечивать правосудие и, когда оно имеет место, доказывать невиновность лица, заниматься применением закона в такой деятельности путем вынесения приговора. По сути, правосудие – великое благо, уникальное достижение и просветительская ценность сокровищницы человеческой духовности и культуры. При таком высоком описании, правосудие – это воплощенное выражение и непосредственное действие правовой политики государства, направленной на защиту прав и свобод граждан, законных интересов, политических и экономических основ общества.
Также в 2017-2021 годах была проведена системная работа по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан: обеспечение прав человека, усиление подотчетности и открытости государственных органов, повышение роли институтов гражданского общества, средств массовой информации, политической активности населения и общественных объединений.
В своем Послании к Олий Мажлису глава государства отметил, что основная задача судов заключается в отправлении правосудия, и для этого суд должен выносить законное, обоснованное и справедливое решение по каждому делу.
Основной целью проводимых в нашей стране реформ является воплощение в жизнь благородных идей «за человеческое достоинство», «государство – за человека». В Узбекистане растет спрос на дальнейшее развитие принципов правосудия. В нем отражен ряд фундаментальных общепризнанных норм международного права, таких как свобода, честь и достоинство граждан как высшая ценность, право граждан на судебную защиту, принципы правосудия, то, что суд является самостоятельной ветвью государственной власти, что суды независимы и подчиняются только закону, презумпция невиновности.
Слова Президента Республики Узбекистан о том, что «каждый, кто ступает на порог суда, должен быть полностью уверен в том, что в Узбекистане царит справедливость», приведенные в Послании Олий Мажлису, еще больше увеличивают ответственность перед судами. Конечной целью реформ в нашей стране является создание для людей свободных, комфортных, благополучных условий жизни. Судебно-правовая реформа должна превратить правосудие в процесс защиты интересов граждан, привести к качественным изменениям, которые приведут к либерализации судебно-правовой системы, углублению процесса демократических обновлений в нашей стране, формированию гражданского общества.
Президент Республики Узбекистан Ш.M. Мирзиёев в ходе последовательной реализации реформ, проводимых в стране по инициативе, была утверждена Новая Стратегия развития Узбекистана на 2022-2026 годы и намечен ряд задач, направленных на создание необходимых политико-правовых, социально-экономических и научно-образовательных основ реформ, которые будут реализованы в ближайшие пять лет.
15-целью Стратегии развития является установление эффективного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, а также повышение уровня правосудия граждан и субъектов предпринимательства.
Также проводимая работа в целях расширения сферы применения судебного контроля путем совершенствования системы рассмотрения жалоб на решения должностных лиц в административных судах, усиления судебного контроля за следствием путем дальнейшего развития института «Хабеас корпус», реализации принципов реального равенства и оспаривания сторон в судебном разбирательстве, широкого внедрения принципа «единого окна» в судебную систему, независимо от судебной принадлежности, в рамках конкретного дела, путем поэтапной оцифровки судебной системы, устранения бюрократических проволочек и барьеров, радикального повышения уровня правосудия граждан и субъектов предпринимательства, создания необходимых организационно-правовых условий для широкого использования альтернативных методов разрешения споров, создания и дальнейшего расширения сферы применения института примирения, дальнейшего повышения роли органов судейского сообщества в обеспечении подлинной независимости судебной власти, широкого внедрения принципа судейского самоуправления и создания действенных механизмов по предотвращению незаконного воздействия на судей, обеспечения открытости и прозрачности в формировании судейского корпуса, внедрения таких демократических принципов, как избирательность и подотчетность при назначении на руководящие должности в судебной системе, осуществления широкомасштабной работы по систематизации нормативных правовых актов, регулирующих судебную систему, не может не окупиться. Конечно, работа в этом направлении служит защите интересов человека.
Здесь следует сказать, что правосудие – одно из важнейших направлений деятельности государства, защиты прав и законных интересов граждан с помощью судебной защиты, как особой правовой формы их социальной защиты.
Национальное законодательство каждой страны, независимо от норм международного права, закрепило правовое положение судей и сотрудников правоохранительных органов, процессуальное право в национальных рамках. Следовательно, считалось, что дело относится исключительно к компетенции национального законодательства.
В положениях Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого ООН в декабре 1966 года, также особо оговаривалось, что независимая судебная система играет важную роль в защите прав человека. В статье 14 настоящего документа, ратифицированного Парламентом нашей страны 31 августа 1995 года, говорится о равенстве всех лиц перед судами и трибуналами, а также права относительно рассмотрения авторитетным, независимым и беспристрастным судом – уголовного обвинения, предъявленного каждому лицу, или определения его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе, созданным в соответствии с законом.
В результате принятия Указа Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2020 года № УП-6127 «О мерах по обеспечению подлинной независимости судей и повышению эффективности предупреждения коррупции в судебной системе» в нашей стране были приняты меры по обеспечению подлинной независимости судей, совершенствованию системы подбора квалифицированных кадров, подготовки и назначения на судейскую профессию, совершенствованию системы обеспечения правосудия граждан, а также в настоящее время ведутся последовательные работы по повышению доверия населения к суду.
Подчеркивая важность принципа независимости судебной власти, стоит отметить, что не случайно особое внимание уделено обеспечению того, чтобы суды, как полноценная самостоятельная ветвь власти, подчинялись только закону.
Законность – в статье 8 Закона Республики Узбекистан «О судах», независимость судей – в статье 9, обязательность судебных актов – в статье 10, равенство перед законом и судом – в статье 11, гласность судопроизводства – в статье 12, язык, на котором ведется судебное разбирательство – в статье 13, право на судебную защиту – в статье 14, профессиональная юридическая помощь при осуществлении правосудия – в статье 15, презумпция невиновности – в статье 16, право на обжалование судебного акта – в статье 17 определены на уровне принципа.
Конечно, не будет преувеличением сказать, что установление правил в этом вопросе на законодательном уровне будет способствовать обеспечению правосудия в Республике Узбекистан.
При осуществлении правосудия стоит отметить, что обеспечение верховенства закона, усиление защиты прав и интересов личности, семьи, общества и государства, повышение правовой культуры и правосознания населения, воспитание граждан в духе законопослушания и уважения – вот что необходимо для построения поистине демократического, правового государства на базе развитой рыночной экономики, пожалуй, не только цель и средство формирования свободного гражданского общества, но и его самое главное условие. Независимость и законопослушность судей, недопустимость какого-либо вмешательства в их деятельность в области правосудия, а также самостоятельность судебной власти от законодательной и исполнительной, нашли свое глубокое выражение в проводимых в нашей стране реформах в судебно-правовой сфере.
Большое значение приобретает и принцип отправления правосудия только судом. Это означает, что в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан правосудие по уголовным делам может осуществляться только судом. В соответствии с этим принципом ни один государственный орган, кроме суда, не может признать лицо виновным и назначить ему наказание за преступление. Этот принцип действует во многих странах мира. Он гармоничен и неразрывен с принципом разделения властей, что означает независимость судебных органов. Независимость судебной власти гарантируется такими конституционными нормами, как невозможность замены судей, их личная неприкосновенность, ответственность судей только перед законом за принимаемые ими решения, недопустимость создания чрезвычайных судов, финансирование судов исключительно из бюджета.
Органы правосудия осуществляют защиту прав личности посредством конституционного, гражданского, экономического, административного и уголовного судопроизводства. Каждый гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что его права или свободы были нарушены неправомерными действиями (решениями) государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, органов самоуправления граждан или должностных лиц.
Решение задачи обеспечения конституционных гарантий требует всестороннего укрепления судебной власти, а также реализации положений Концепции реформирования судебно-правовой системы, поскольку только сильная и независимая судебная власть как орган правосудия способна обеспечить возможность формирования правового государства, развития демократии, эффективной защиты общечеловеческих ценностей, прав и свобод личности.
Без обеспечения верховенства закона и защиты прав и свобод человека невозможно создание демократического правового государства. Особое место в этом плане занимает изучение вопросов, связанных с правовым статусом судей, с научно-практической точки зрения. Важное значение приобретает установление сначала пятилетнего, затем десятилетнего, а затем бессрочного срока пребывания в должности судьи, как это определено стратегией действий по обеспечению независимости судов и подчинения только закону. Потому что, помимо того, что этот порядок пребывания в должности судьи требует от судьи образцового и добросовестного выполнения возложенных на него обязанностей, он также является стимулирующим правилом для переизбрания или назначения на должность на более поздний срок, избрания или назначения на более поздний десятилетний и даже бессрочный период после образцового выполнения своих обязанностей.
Кудрат Маткаримов,
Доцент кафедры Cуд, правоохранительные органы и адвокатуры
Ташкентского государственного юридического университета
Доктор юридических наук, (DSc)
E-mail: matkarimovkudrat79@gmail.com