Развитие транспортной взаимосвязанности - фундамент возрождения коннективности между Центральной и Южной Азией
I. Исторические основы взаимосвязанности Центральной и Южной Азии
Центральная и Южная Азия с древнейших времен были тесно переплетены сетью торговых, культурных и интеллектуальных связей. Их географическое положение на пересечении путей Великого шелкового пути способствовало активному обмену товарами, знаниями и идеями. Благодаря этому взаимодействию происходило распространение знаний, научных достижений в медицине, астрономии, математике и архитектуре, а также формирование высоких духовных и культурных ценностей, которые оказали влияние на развитие мировой цивилизации.
На протяжении веков эти регионы не только активно торговали, но и часто входили в состав общих государственных образований. В разные эпохи здесь возникали такие могущественные державы, как Греко-Бактрийское и Кушанское царства, Тюркский каганат, государства Газневидов, Тимуридов и Бабуридов. Личности, оставившие глубокий след в истории науки и литературы - от Аль-Хорезми и Ибн Сино до Алишера Навои и Рабиндраната Тагора, стали символами того масштабного интеллектуального и духовного прогресса, который происходил благодаря тесным связям между Центральной и Южной Азией.
Однако к XIX веку естественное взаимодействие двух регионов было нарушено в силу политических изменений. Закрытие границ, рост конфликтов и утрата прежнего доверия привели к ослаблению торгово-экономических и культурных связей. Сегодня восстановление исторической взаимосвязанности вновь приобретает особую актуальность, ведь потенциал сотрудничества между Центральной и Южной Азией остается огромным и востребованным в современном мире.
II. Торговля между Центральной и Южной Азией: современное состояние, структурные особенности и экспортный потенциал
За последние восемь лет торговые отношения между странами Центральной и Южной Азии демонстрировали устойчивую динамику роста. Несмотря на это, общие объёмы торговли остаются относительно невысокими по сравнению с потенциальными возможностями регионов. Основную роль в развитии взаимной торговли играют Узбекистан и Казахстан, на долю которых приходится подавляющая часть как экспорта, так и импорта. Остальные страны Центральной Азии пока имеют ограниченное присутствие на рынках Южной Азии.
Совокупный средний ежегодный импорт стран Центральной Азии из Южной Азии в период 2017–2024 годов характеризуется высокой концентрацией в ряде ключевых товарных групп. Лидирующую позицию занимает фармацевтическая продукция (код ТН ВЭД 30), объём импорта которой достигает 485 млн долларов США в год. Это указывает на стратегическую зависимость региона от поставок медикаментов и лекарств, преимущественно из Индии.
Второе и третье места занимают категории машиностроительной продукции: реакторы, котлы и механическое оборудование (код 84) с объёмом 140 млн долларов, а также электрические машины, звукозаписывающее и телевизионное оборудование (код 85) — 90 млн долларов. Существенные объёмы импорта наблюдаются также по товарам массового потребления, таким как сахар и кондитерские изделия (74 млн долл.) и мясная продукция (44 млн долл.).
Совокупный среднегодовой импорт Индии и Пакистана из Узбекистана и Казахстана в период 2017–2024 годов демонстрирует выраженную товарную концентрацию, при этом доминирующую позицию в торговой структуре занимают минеральные топлива, нефть и продукты её перегонки (код ТН ВЭД 27). Объём поставок этой категории составляет 1,047 млрд долларов США в год, что подтверждает стратегическое значение энергоресурсов Центральной Азии в обеспечении энергетических потребностей Южной Азии.
Следом по значимости идут съедобные овощи, корнеплоды и клубнеплоды (код 07) с объёмом 99 млн долларов, а также неорганические химические вещества, включая редкоземельные и радиоактивные соединения (код 28), экспорт которых составляет 85 млн долларов. Эти категории отражают аграрно-промышленный и сырьевой характер центральноазиатского экспорта.
В 2017–2024 годах Казахстан оставался ведущим экспортёром из Центральной Азии в Индию. Пиковые объёмы пришлись на 2020 год — $1992,0 млн, после чего наблюдалось резкое снижение до $449,2 млн в 2023 году с частичным восстановлением в 2024 году до $464,2 млн. Туркменистан увеличил экспорт в Индию с $14,9 млн в 2017 году до $212,4 млн в 2023 году, но в 2024 году объём снизился до $108,5 млн. Узбекистан демонстрировал умеренные, но стабильные объёмы экспорта, колеблясь от $10,1 млн в 2019 году до $52,8 млн в 2023 году. Кыргызстан и Таджикистан имеют незначительный экспорт, менее $10 млн ежегодно.
Центральноазиатский экспорт в Индию остаётся высоко сконцентрированным на Казахстане, тогда как Узбекистан и Туркменистан демонстрируют потенциал для наращивания поставок.
Импорт из Индии в страны Центральной Азии стабильно рос в течение рассматриваемого периода. Лидером по объёму импорта является Узбекистан: в 2024 году импорт составил рекордные $1292,8 млн против $282,0 млн в 2017 году, что свидетельствует о кратном росте. Казахстан также демонстрировал рост импорта, достигнув $510,7 млн в 2024 году. Туркменистан удерживал скромные объёмы ($46,8 млн в 2024 году). Импорт Кыргызстана и Таджикистана из Индии в последние годы практически прекратился.
Узбекистан стал главным драйвером увеличения импорта из Индии, обеспечив динамичное расширение торговых потоков. Таким образом, торговля с Индией в значительной степени характеризуется преобладанием импорта над экспортом.
Экспорт стран Центральной Азии в Пакистан за анализируемый период показал значительный рост, в первую очередь со стороны Узбекистана. В 2017 году объём узбекского экспорта составлял всего 7,5 млн. долларов, тогда как к 2024 году он вырос до 408 млн. долларов. Таджикистан также демонстрировал активность в 2020–2022 годах, однако в последующие годы его показатели снизились. Казахстан, Туркменистан и Кыргызстан сохраняли относительно низкий уровень экспортных поставок в Пакистан.
Импорт из Пакистана также динамично рос. Наибольший рост показал Узбекистан: с 24 млн. долларов в 2017 году до 188 млн. долларов в 2024 году. Казахстан и Таджикистан также увеличили объёмы импорта, тогда как показатели Туркменистана и Кыргызстана остались на минимальном уровне. Таким образом, Узбекистан становится ключевым участником укрепления торговых связей с Пакистаном, активно увеличивая как экспорт, так и импорт товаров.
Анализ торговли с Бангладеш показывает, что Узбекистан занимает лидирующие позиции среди стран Центральной Азии по объёмам экспорта, хотя общие показатели остаются скромными. В разные годы объём экспорта составлял от 6,4 до 50,5 млн. долларов. Казахстан и Таджикистан также осуществляли поставки, но в значительно меньших объёмах. Кыргызстан и Туркменистан практически не осуществляли экспортных операций в направлении Бангладеш. Это показывает, что торговля с Бангладеш требует дальнейшего развития, поскольку экспорт ограничивается преимущественно Узбекистаном, который показывает колеблющуюся тенденцию к снижению.
Импорт из Бангладеш демонстрировал более высокую активность со стороны Казахстана и Узбекистана. В 2024 году Казахстан увеличил импорт до 119 млн. долларов, а Узбекистан — до 70,8 млн. долларов, в то время как импорт в Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан оставался на низком уровне.
Таким образом, торговля с Бангладеш находится на стадии формирования, при этом Казахстан и Узбекистан играют ведущую роль в этом процессе.
Взаимная торговля между странами Центральной Азии и Южной Азии демонстрирует положительную динамику, хотя её масштабы ещё далеки от раскрытия полного потенциала. Узбекистан в последние годы стал основным драйвером роста торговли с Южной Азией, особенно активно развивая связи с Пакистаном. Казахстан по-прежнему сохраняет ведущую роль в торговле с Индией, несмотря на некоторое снижение экспортных объёмов после 2021 года.
В целом, экспорт стран Центральной Азии в Индию значительно вырос в период с 2017 по 2020 годы, достигнув пика в 2013,4 млн долл. в 2020 году. Однако начиная с 2021 года наблюдается постепенное снижение экспортных поставок, упавших до 602,6 млн долл. в 2024 году. Импорт из Индии также демонстрировал рост, особенно после 2020 года, увеличившись с 928,7 млн долл. в 2020 году до 1850,1 млн долл. в 2024 году. В 2017–2022 годах страны Центральной Азии сохраняли положительное торговое сальдо в торговле с Индией. Однако начиная с 2023 года торговое сальдо стало отрицательным и в 2024 году достигло дефицита в -1247,4 млн долл., что отражает растущий импорт при резком снижении экспорта.
С 2023 года Центральная Азия сталкивается с увеличением дефицита в торговле с Индией, что требует активных мер по стимулированию экспорта.
В наблюдаемый период, экспорт стран Центральной Азии в Пакистан стабильно рос: с 46,7 млн. долларов в 2017 году до рекордных 423,8 млн. долларов в 2024 году. Импорт из Пакистана колебался: после снижения в 2020 году (72,8 млн. долларов) снова вырос до 240,0 млн. долларов в 2023 году и составил 231,5 млн. долларов в 2024 году. Торговое сальдо в 2017–2018 годах было отрицательным. С 2019 года положение улучшилось: в 2021 году был зафиксирован значительный профицит в 112,2 млн. долларов. В 2024 году профицит торгового баланса составил 192,3 млн. долларов. Центральная Азия значительно укрепила свои позиции на рынке Пакистана, превратив отрицательное сальдо в уверенный профицит благодаря росту экспорта.
Экспорт стран Центральной Азии в Бангладеш оставался на низком уровне: с 51,8 млн. долларов в 2017 году упал до 17,9 млн. долларов в 2024 году. Импорт из Бангладеша, напротив, существенно вырос: с 62,3 млн. долларов в 2017 году до 189,9 млн. долларов в 2024 году. На всём протяжении 2017–2024 годов сохранялся устойчивый дефицит торгового баланса. Дефицит увеличился с -10,6 млн. долларов в 2017 году до -172,0 млн. долларов в 2024 году. Торговля стран Центральной Азии с Бангладешем развивается в пользу последнего, и странам Центральной Азии необходимо сосредоточиться на диверсификации и увеличении экспорта на данный рынок.
В целом импорт товаров из стран Южной Азии в Центральную Азию растёт быстрее, чем экспорт, что формирует отрицательное сальдо торговли в пользу Южной Азии. При этом наблюдается стремление стран Центральной Азии диверсифицировать внешнеэкономические связи и активизировать торговлю с южноазиатскими партнёрами.
Торговля между странами Южной и Центральной Азии демонстрирует заметное неравномерное развитие как по странам, так и по номенклатуре товаров. Согласно представленным данным, Индия является крупнейшим экспортёром в регион Центральной Азии, при этом наибольшее количество товарных позиций стоимостью свыше 1 млн долларов импортируется Казахстаном (34 позиции) и Узбекистаном (33 позиции). Пакистан и Бангладеш имеют гораздо более ограниченное торговое присутствие в регионе, особенно в Туркменистане, куда из Пакистана не импортируется ни одной товарной категории на сумму свыше 1 млн долларов, а из Бангладеш — лишь одна в Узбекистан и пять в Казахстан.
В то же время экспортные позиции стран Центральной Азии в Южную Азию гораздо более скромные. Лидерами выступают Узбекистан и Казахстан, экспортирующие по 8 товарных позиций в Индию, а также по 5 и 3 товарные позиции соответственно в Пакистан. Остальные страны региона — Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан — имеют ограниченное число экспортируемых позиций в Южную Азию, что указывает на недостаточную диверсификацию их торговых отношений с этим регионом. Особенно выделяется Таджикистан, у которого практически отсутствуют товарные позиции свыше 1 млн долларов, экспортируемые в Индию и Бангладеш.
Таким образом, наблюдается асимметрия во взаимной торговле: страны Южной Азии значительно активнее экспортируют в Центральную Азию, чем наоборот.
Это свидетельствует о потенциале для развития экспортных возможностей стран Центральной Азии, особенно в направлении Индии и Пакистана, с учётом растущих экономик этих стран и возможного спроса на сырьевые и переработанные товары.
Перспективы дальнейшего роста торговли напрямую зависят от развития транспортной взаимосвязанности, в частности, от реализации новых маршрутов через Афганистан и создания мультимодальных логистических коридоров. Существенную роль также сыграет упрощение торговых процедур и устранение регуляторных барьеров, что позволит странам региона более активно интегрироваться в экономическое пространство Южной Азии.
III. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры как ключевой фактор возрождения диалога и сотрудничества
В июле 2021 года в Ташкенте состоялась конференция «Центральная и Южная Азия: Региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», которая стала поворотным моментом в осознании необходимости восстановления исторических связей между двумя регионами. В своём выступлении на конференции Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что создание новых транспортных и коммуникационных коридоров жизненно необходимо для развития торговли, укрепления безопасности и расширения гуманитарных связей,
Транс-афганская железная дорога Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар рассматривается как стратегический проект, направленный на укрепление интеграции Центральной и Южной Азии.
Инициатива должна стать мощным стимулом для экономического роста, расширения торговли, развития транспортно-логистических связей и увеличения экспортного потенциала региона. Проект, идея которого возникла в начале 2000-х годов, получил официальную поддержку в 2017 году с подписанием межправительственного соглашения между Узбекистаном и Афганистаном.
В последующие годы к реализации подключились Казахстан, Россия и Пакистан, а с 2022 года – Катар и ОАЭ в качестве финансовых и технических партнёров.
Протяжённость новой железной дороги составит около 600 км, а проектная пропускная способность оценивается в 20 млн тонн грузов в год. Завершение строительства планируется к концу 2027 года, с выходом на полную эксплуатацию к 2030 году,
Проект строительства транс-афганской железной дороги Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар оценивается примерно в 5 миллиардов долларов США. По мере ввода маршрута в эксплуатацию предполагается значительное сокращение времени доставки грузов между Пакистаном и Узбекистаном — с нынешних 35 дней до всего 3–5 дней. Ожидается также, что стоимость транспортировки одного стандартного контейнера снизится почти втрое, что сделает маршрут особенно привлекательным для бизнеса. Согласно прогнозам, грузопоток по новой железной дороге в перспективе может достичь 10 миллионов тонн в год.
Проект строительства Трансафганского коридора
(железнодорожной магистрали Узбекистан – Афганистан – Пакистан)
роект имеет важное стратегическое значение, поскольку позволит существенно сократить сроки и издержки доставки товаров между Центральной Азией и портами Аравийского моря, а также поддержать восстановление экономики Афганистана. Он усилит позиции Узбекистана как ключевого транспортного узла в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
Этот новый транспортный коридор призван соединить Европейский Союз, Россию, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индию, а впоследствии и страны Юго-Восточной Азии
Вместе с тем успешная реализация проекта требует решения ряда серьёзных задач: обеспечения безопасности вдоль маршрута, привлечения достаточного объема инвестиций и унификации технических стандартов между странами. Перспективы Транс-афганского коридора напрямую зависят от международной координации усилий и эффективного управления проектом.
IV. Выводы и стратегические ориентиры для углубления взаимосвязанности
Анализ торговых потоков, инфраструктурных инициатив и исторических связей между Центральной и Южной Азией подтверждает наличие прочной базы и высокого потенциала для развития стратегического партнёрства.
Взаимная торговля, несмотря на положительную динамику, остаётся ограниченной как по объёмам, так и по номенклатуре товаров, с выраженной асимметрией в пользу стран Южной Азии. Развитие транспортной взаимосвязанности, особенно через реализацию трансграничных коридоров, таких как железная дорога Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар, открывает возможности для преодоления этих дисбалансов и активизации экономических потоков.
На данном этапе ключевыми стратегическими ориентирами должны стать:
1) ускоренное строительство и ввод в эксплуатацию мультимодальных транспортных маршрутов через Афганистан;
2) гармонизация технических, таможенных и регуляторных процедур;
3) диверсификация экспортных поставок из Центральной Азии в Южную Азию, включая товары с высокой добавленной стоимостью
4) усиление координации между правительствами, международными институтами и частным сектором.
Эти меры позволят превратить историческую сопричастность в устойчивое экономическое партнёрство, способствующее региональной стабильности и процветанию.
В условиях глобальных геоэкономических сдвигов укрепление взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией приобретает не только экономическую, но и стратегическую важность. Региональное сотрудничество может стать мощным фактором устойчивого развития, снижения зависимости от внешних рынков и формирования собственных логистических и производственных цепочек. Центральная Азия, используя свой транзитный потенциал и растущие экономические амбиции, имеет шанс занять достойное место в новой архитектуре евразийской взаимосвязанности.