ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА И ТУРИЗМА
За истекший период в стране проведена значительная работа по повышению туристского потенциала республики, приняты комплексные меры по созданию комфортных условий пребывания туристов и формированию имиджа Узбекистана как безопасной для посещения страны.
Созданная система обеспечения безопасного туризма объединила в себе меры по охране общественного порядка, ранней профилактике правонарушений и борьбе с преступностью на объектах туризма, а также железнодорожной и воздушно-транспортной инфраструктуры, активно используемой туристами для передвижения по республике.
В соответствии с указами Президента Республики Узбекистан от 5 января 2019 года № УП-5611 «О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Республике Узбекистан» и от 1 февраля 2019 года № УП-5647 «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в сфере транспорта», а также в целях перехода на качественно новый уровень эффективного обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта и туризма:
1. Согласиться с предложениями Министерства внутренних дел и Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма о:
применении и поэтапной реализации в городе Ташкенте, Ташкентской и Сурхандарьинской областях Концепции обеспечения безопасного туризма, внедряемой в городах Бухаре, Самарканде, Хиве и Шахрисабзе (далее — Концепция);
создании управлений по обеспечению безопасного туризма Главного управления внутренних дел города Ташкента, управлений внутренних дел Ташкентской и Сурхандарьинской областей (далее — управления) в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел.
Определить основными направлениями деятельности управлений:
эффективную организацию службы органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка, ранней профилактики правонарушений и борьбы с преступностью непосредственно на территориях объектов туристского показа и инфраструктуры;
информационно-техническое сопровождение деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасного туризма, установление строгого контроля за скоординированным взаимодействием между ними;
проведение системного анализа криминогенной обстановки на территориях объектов туристского показа и инфраструктуры, выявление и принятие адресных мер по устранению причин и условий правонарушений, совершаемых в отношении туристов.
2. Образовать Главное управление обеспечения безопасности на транспорте Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее — Главное управление) на базе Управления обеспечения общественной безопасности на транспорте министерства, управления внутренних дел Ташкентского метрополитена, Главного управления внутренних дел города Ташкента и отдела обеспечения общественной безопасности на транспорте Управления внутренних дел Ташкентской области.
Определить основными задачами Главного управления:
координацию деятельности по охране общественного порядка, профилактике правонарушений и борьбе с преступностью на объектах метрополитена, железнодорожной и воздушно-транспортной инфраструктуры (далее — объекты транспорта);
эффективное обеспечение безопасности передвижения пассажиров, целостности и сохранности товарно-материальных ценностей, перевозимых на железнодорожном и воздушном транспорте;
организацию своевременного выявления и пресечения террористических угроз, фактов незаконного оборота наркотических средств, их аналогов, психотропных веществ и их прекурсоров, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, ядовитых, сильнодействующих и отравляющих веществ на объектах транспорта;
осуществление с использованием современных информационно-коммуникационных технологий централизованного скоординированного управления обеспечением общественной безопасности на объектах транспорта и прилегающих к ним территориях.
3. Ввести с 1 апреля 2019 года порядок, согласно которому:
Управление координации обеспечения безопасного туризма Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и его территориальные подразделения (далее — подразделения по обеспечению безопасного туризма) вправе оказывать на договорной основе платные услуги по сопровождению туристов и туристских групп, в том числе во время передвижения на автотранспорте, а также охране общественного порядка на объектах материального культурного наследия;
функции по обеспечению безопасного туризма на объектах транспорта, в первую очередь в составах поездов туристского направления, осуществляются подразделениями по обеспечению безопасности на транспорте;
регистрация и учет сообщений и заявлений о преступлениях и происшествиях на объектах транспорта осуществляется в централизованном порядке дежурными частями подразделений по обеспечению безопасности на транспорте;
принятие решений относительно рассмотрения органами внутренних дел спорных материалов, связанных с преступлениями на объектах транспорта и прилегающих к ним территориях, осуществляется заместителем министра внутренних дел Республики Узбекистан по обеспечению безопасности на объектах транспорта и туризма по согласованию с Транспортной прокуратурой Республики Узбекистан;
рассмотрение и принятие решений по административным правонарушениям, подведомственным органам внутренних дел, совершенным в пути следования железнодорожным транспортом туристского направления, осуществляется непосредственно в составах поездов путем поэтапного введения должностей сопровождающих инспекторов по профилактике для эффективного обеспечения в них общественной безопасности;
предупреждение и пресечение нарушений безопасности дорожного движения вблизи железнодорожных вокзалов и аэропортов осуществляется подразделениями по обеспечению безопасности на транспорте совместно с территориальными органами внутренних дел.
4. Установить, что:
подразделения по обеспечению безопасного туризма выступают рабочим органом, ответственным за практическую реализацию Концепции на местах;
подразделения по обеспечению безопасного туризма вправе использовать в своей служебной деятельности отдельные отличительные знаки, единые светографические схемы на транспортных средствах и эмблему, утверждаемые министром внутренних дел Республики Узбекистан;
начальники управлений одновременно являются заместителями начальников Главного управления внутренних дел города Ташкента, управлений внутренних дел Ташкентской и Сурхандарьинской областей соответственно;
на управления распространяются требования к подбору кадров и условия оплаты труда, предусмотренные законодательством для аналогичных подразделений органов внутренних дел Бухарской, Кашкадарьинской, Самаркандской и Хорезмской областей;
хокимы города Ташкента, Ташкентской и Сурхандарьинской областей обеспечивают системный контроль за деятельностью территориальных подразделений соответствующих министерств и ведомств по реализации Концепции и несут персональную ответственность за организацию их тесного и эффективного взаимодействия;
органы внутренних дел ведут систематический мониторинг состояния обеспечения безопасного туризма в республике с периодическим внесением в Кабинет Министров Республики Узбекистан на основе анализа туристского потока и складывающейся оперативной обстановки предложений по повышению эффективности работы в данном направлении;
по вопросам повседневного регулирования деятельности подразделения по обеспечению безопасности на транспорте подчиняются соответственно министру внутренних дел Республики Каракалпакстан и начальникам управлений внутренних дел областей, по вопросам организации служебно-оперативной деятельности — непосредственно Главному управлению.
5. Создать с 1 апреля 2019 года Фонд обеспечения безопасного туризма при Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан (далее — Фонд) без образования юридического лица, определив источниками его формирования:
10 процентов от поступлений внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Государственном комитете Республики Узбекистан по развитию туризма;
средства штрафов, взысканных сотрудниками подразделений по обеспечению безопасного туризма по подведомственным им делам об административных правонарушениях;
средства, поступающие за оказание подразделениями по обеспечению безопасного туризма услуг в соответствии с настоящим постановлением;
гранты международных финансовых институтов и других зарубежных доноров, а также иные источники, не запрещенные законодательством.
Предоставить министру внутренних дел Республики Узбекистан право за счет средств Фонда:
вводить дополнительные штатные единицы сотрудников подразделений по обеспечению безопасного туризма, а также привлекать к данной сфере граждан на договорной основе с учетом количества и особенностей объектов туристского показа и инфраструктуры;
устанавливать для сотрудников подразделений по обеспечению безопасного туризма стимулирующие надбавки до 100 процентов от должностных окладов, вне зависимости от других доплат, установленных законодательством.
Установить, что средства Фонда расходуются исключительно на:
стимулирование сотрудников и укрепление материально-технической базы подразделений по обеспечению безопасного туризма;
организацию мероприятий по повышению профессиональной подготовки сотрудников подразделений по обеспечению безопасного туризма, изучению ими передового зарубежного опыта, в том числе с выездом в зарубежные страны;
содержание дополнительно введенных штатных единиц сотрудников подразделений по обеспечению безопасного туризма, не финансируемых за счет бюджетных средств, а также привлеченных на договорной основе граждан;
проведение выставок, ярмарок, реализацию проектов, программ и иных мероприятий в сфере обеспечения безопасного туризма.
8. Утвердить «Дорожную карту» по повышению эффективности обеспечения безопасного туризма в Республике Узбекистан на 2019 год согласно приложению № 5.
Возложить персональную ответственность на руководителей министерств и ведомств за своевременную, качественную и эффективную реализацию мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой».
9. Предоставить министру внутренних дел Республики Узбекистан право:
вводить на договорной основе за счет средств АО «Узбекистон темир йуллари» дополнительные штатные единицы инспекторов по профилактике на железнодорожных составах по туристским направлениям;
устанавливать порядок использования возможностей ведомственной вертолетной техники в целях выявления и своевременного пресечения правонарушений, а также реагирования на чрезвычайные ситуации на объектах транспорта.
10. Хокимиятам областей и города Ташкента в целях материально-технического укрепления деятельности по обеспечению общественной безопасности на территории туристских объектов и инфраструктуры в трехмесячный срок за счет средств местного бюджета принять меры по разовому закупу и выделению подразделениям по обеспечению безопасного туризма по 3 легковых автомобиля, 5 скутеров и 5 мотоциклов отечественного производства.
11. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству внутренних дел совместно с Министерством транспорта и Службой государственной безопасности Республики Узбекистан:
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по созданию в структуре Главного управления ситуационно-аналитического центра, позволяющего осуществлять централизованное скоординированное управление обеспечением общественной безопасности на объектах транспорта и прилегающих к ним территориях с учетом требований настоящего постановления;
обеспечить внедрение системы интеллектуального видеонаблюдения на объектах транспорта, в том числе за счет средств АО «Узбекистон темир йуллари» и АО «Uzbekistan airports» с поэтапной ее интеграцией с аппаратно-программным комплексом «Безопасный город».
12. Министерству иностранных дел, Министерству внутренних дел совместно с Министерством транспорта и Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма в месячный срок утвердить программу изучения передового зарубежного опыта в сфере обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта и туризма, предусматривающую в том числе организацию рабочих визитов, встреч и переговоров с представителями полицейских структур и международных организаций.
13. Министерству внутренних дел Республики Узбекистан:
в месячный срок утвердить Положение о Главном управлении обеспечения безопасности на транспорте Министерства внутренних дел Республики Узбекистан с учетом требований настоящего постановления;
совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в месячный срок разработать и утвердить Положение о Фонде обеспечения безопасного туризма при Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан;
в двухмесячный срок принять меры по размещению, обустройству, укомплектованию квалифицированными специалистами и решению других организационных вопросов для обеспечения полноценной деятельности вновь создаваемых подразделений с учетом специфики их деятельности;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
14. Определить, что расходы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, покрываются за счет бюджетных средств, ежегодно выделяемых по обоснованным расчетам Министерства внутренних дел, внебюджетных средств Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, средств Фонда, местных бюджетов, а также других источников, не запрещенных законодательством.
15. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 6.
17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Б.М. Мавлонова.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
г. Ташкент,
6 марта 2019 г.,
№ ПП-4229